.RU

Языческие верования смолян

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кайдаковская средняя школа.

Языческие верования

Смолян

Экзаменационный реферат

по литературе Смоленщины

Выполнил:

ученица 9 класса

Иванова Анна. Руководитель:

Кондратенкова В.А.

д. Кайдаково, 2005 г.


Содержание.

1. Вступление…………………………………………..стр.3

2. Языческие верования смолян…………………………..4

2.а. Этапы развития язычества……………………………5

3. Славянская религия……………………………………..6

3.а. Добрые и злые силы природы………………………..7

4. Предхристианская пора язычества…………………...12

5. Былина о Михаиле Потоке……………………………14

6. Заключение…………………………………………….16

7. Список использованной литературы………………....17


1. Вступление.

Сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры. И порою приходится слышать, что религия, достойна называться религией, появилась у нас только после принятия христианства – тысячу лет назад. А до этого были разве что варварские, примитивные культуры, вдобавок порою связанные с человеческими жертвами. Одним словом, «мрак язычества». Духовная первобытность.

Иногда говорят, будто о славянском язычестве ничего не известно. На самом деле есть книги учёных – археологов, этнографов, специалистов по верованиям древних славян.

Меня интересуют обряды и обычаи , и я решила более подробно узнать о них. В библиотеках нашла много книг, в которых учёные рассказывают о том, что им удалось выяснить .Но эти книги написаны для специалистов: большинству обычных читателей их очень сложно понять. К сожалению, нет о славянском язычестве просто и доступно написанных книг, подобных тем, какие посвящены древнегреческой и древнеримской мифологиям.

Однако, древняя религия наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях. Доказательств этому сколько угодно.

Например: почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? Почему, вселяясь в новый дом, первый в него впускают кота? А ведь все перечисленные обычаи как раз оттуда, из наших языческих времён. Там, в этом загадочном и необыкновенно интересном мире, корениться наше мировоззрение.


2. Языческие верования Смолян.

Язычники, в отличии от христиан и последователей других мировых религий, поклонялись различным природным явлениям, обожествляя их. У первобытного населения территории Смоленщины был развит культ животных - коня и медведя, почитавшихся в качестве родовых или общеплеменных тотемов (духов покровителей ). Поклонялись Смоляне и божеству солнечного диска. Большим почитанием также пользовались различные природные объекты: камни и священные рощи, в которых, по легендам, жили духи. Существовали и особые святилища, на которых стояли идолы и где совершались языческие обряды, в том числе и жертвоприношения. Порой круглые жертвенники сооружались и в самих домах.

Наиболее ярким памятником языческих обрядов являются курганы – большие земляные насыпи, под которыми хоронили наших предков. Нередко богатых Смолян погребали вместе с жёнами и слугами. В курганы помещали также разнообразные вещи, которые, по мнению язычников, могли пригодиться покойному в загробном мире. Смоляне, как и многие другие язычники, сжигали тела умерших. Они считали, что душа покойного с пламенем и дымом костра быстрее достигает загробного мира. После захоронения на могильном холме устраивалась богатая тризна – поминальный пир. Язычники верили, что душе умерших ходят по земле и населяют поля, реки и озёра.

Проявило язычество себя и в быту. Наши предки стремились украсить себя различными амулетами. Их носили как женщины, так и мужчины. Часто амулетами становились просверленные зубы диких зверей.


2. а. Этапы развития язычества.

Язычество нельзя представить как нечто неподвижное и застывшее. Как всякое явление оно изменялось, проходя через стадии, периоды, этапы своего развития. Академик Б.И.Рыбаков отмечает четыре этапа.

Первый этап характеризуется верой людей в особую силу природной стихии. Добрые и злые силы ещё четко не определены и существуют в их сознании в виде «упырей», «вурдалаков», «берегиней». Страшные рассказы о них и их проделках долго сохранялись в народной памяти. В.Н.Добровольский, например , приводит сюжет о девичьих посиделках, когда на вечеринку явились парни и пустились с ними в пляс. Во время танца самая маленькая девушка пригнулась и неожиданно для себя заметила у них хвосты. Это были «вурдалаки, они перегрызли девушкам шеи и ушли».

На втором этапе смоляне, как и другие славянские народы, поклонялись Роду и Роженицам, на третьем – Перуну и Хорсу, а также Макоши, на четвёртом этапе выступал на первый план Перун как княжеский бог, покровитель дружинников. Я не нашла сведений, насколько роскошно он выглядел на капище в Смоленске, но в сознании смолян он казался чужим, враждебным, жестоким богом. До сих пор сохранилось проклятие: «Перун тебя забей!». Параллельно ему тоже до сих пор имеет хождение выражение: «Радимец тебя забей!», «Сто тебе радимцев!», «Почучь тебя радимец один, да двенадцать годин!», «Разорви тебя на двенадцать радимцев и с припадками!». Позднее появились проклятия: «Радимец тебя забей, француз тебя положи!», «Поляруш Польский тебя забей!».


3. Славянская религия.

Возникнув как результат полной зависимости человека от природы, славянская религия в тоже время воплощала в себе ещё одну очень важную особенность – полное единство с природой, чаще всего как радость и нравственное удовлетворение. Божества у смолян-язычников выполняли разные функции – врагов, и защитников человека, его дома, очага; все они, за исключением Перуна, по сути своей были добрые существа, внимательные ко всем людским нуждам. Неслучайно с самого зарождения языческой веры упырям, вампирам и другим злым духам противостояли берегини, в ведении которых находились рощи, озёра, реки, колодцы, огонь, дающие тепло, воду и пищу людям и излечивающие их от болезней.

Очистительная сила огня и воды закреплялась ритуально – в жертвоприношениях, что нашло своё отражение в массовых песнях, заклинаниях всякого рода, гаданиях, раскрывающих их очистительную силу. Так, смоленские крестьяне старались в узелок золу из печи старой избы. Праздник «свечи» на Смоленщине также связан с огнём и проходит в семейной обстановке – с песнями и плясками в честь хозяина и его рода – племени.

В наше время во многих местах Смоленщины возбраняется плевать в огонь, не говоря уже о колодцах; целебную воду испокон веков давали пить больным людям, на воде гадали, девушки ходили зимой к проруби, чтобы узнать своих суженых и т. д.

3.а. Добрые и злые силы природы.

К древнейшим обычаям, уходящим в далёкое языческое прошлое, можно также отнести стремление прасмолян к перевоплощению в животных и птиц с тем, чтобы перенять их силу, ловкость и выносливость, что широко отразилось в сказках Смоленского края.

Первый период язычества был особенно продолжительным у всех славянских народов. Только постепенно они поднимались всё выше и выше по ступенькам сознания. Очистительные реки, озёра, облюбованные ими для поклонения, звери и птицы, которым они приносили жертвы, со временем превращались в их сознании в мифологические существа, персонифицировались в кумиров, олицетворявших добрые и злые силы природы. Свои новые божества человек творил по своему образцу и подобию. Так появился Ярило – божество, с именем которого связывалось обновление жизни весной, существо, дающее животворную силу и энергию всей фауне и флоре. Ярин упоминается на Смоленщине в ряде заговоров. Если соотнести название этого божества с современными понятиями, то ему созвучны «ярость», «яростный».

Это понятие вошло в древнерусские имена: Ярослав, Яромир, Ярополк; отсюда название весенних посевов - «яровые»; слово «яриный» имеет у нас значение - «голубой», а зелёный цвет – цвет радости и надежды; синий цвет - цвет яровых; хорошие овсы всегда синие; в основе овсеня лежит культ зерна, весны, жизни.

С Ярилы в древние времена смоляне начинали свой год. Ранней весной, когда всё в мире, они представляли Ярило в образе румяного юноши, мчащегося на белом коне в белоснежных одеждах. Он являлся в их мир дважды году – в раннюю и позднюю весну. Во втором случае он представлялся уже не безбашным юношей, которому всё по плечу, а убогим стариком, которого хоронили со всеми почестями.

Бога весны и обновления Ярило сменял Купала – бог лета, со своими многочисленными помощницами – русалками. В самый продолжительный день, 23 июня, смоляне устраивали гулянья в чес этого божества: обливали друг друга водой, а вечером зажигали костры. Молодёжь попарно прыгала через огонь. Здесь, безусловно, было что – то от прежних обрядов, пришедших из глубоких времён язычества, когда вода и огонь были очистительными атрибутами веры.

Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше – тот будет счастливее.

Костры устраивали за селением, или на росстанях, на меже. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колёса, поджигали их и спускали с пригорков.

«Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, - писал один из этнографов 19 века, - и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина».

В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину, чтобы уберечь её от мора.

В купальских кострах матери сжигали снятые с хворавших детей сорочки, чтобы с одеждой сгорели и самые болезни.

Молодёжь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.

Участники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ним и выкрикивал ( или пели, выкрикивали все хором):

Гори , гори ясно


vidi-dogovorov-i-ih-klassifikaciya-v-grazhdanskom-prave-chast-3.html
vidi-dogovorov.html
vidi-ekologicheskoj-otvetstvennosti.html
vidi-esteticheskoj-deyatelnosti.html
vidi-graficheskih-redaktorov.html
vidi-grazhdansko-pravovoj-otvetstvennosti-chast-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raboti-administracii-oblasti-na-ii-kvartal-2011-goda.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-geopolitika-napravleniya-podgotovki-bakalavrov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mutacii-i-novie-geni-mozhno-li-utverzhdat-chto-oni-sluzhat-materialom-makroevolyucii-chast-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-emalirovanie-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zdorovaya-osetiya-detyam-sirotam-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • grade.bystrickaya.ru/novosti-sprosil-tot-chto-bil-povishe-stranica-25.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-oblast-matematika-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strategicheskij-plan-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-na-2009-2011-godi-soderzhanie-stranica-11.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-33-anzhelika-s-sostradaniem-vzglyanula-na-podrostka-kotorogo-ohrannik-chyu-golovu-pokrivalo-nekoe-podobie.html
  • bystrickaya.ru/uspeshnij-upravlyayushij-rostom-kakoj-on.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-2-osnovnie-elementi-nebesnoj-sferi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-astronomiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-kontrol-konkurencii-na-rinkah-obrazovatelnih-uslug-pravovie-normi-reguliruyushie-strahovuyu-deyatelnost.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-1-opredelenie-ponyatiya-sindrom-vigoraniya-posobie-dlya-sotrudnikov-rabotayushih-v-programmah-snizheniya-vreda-2006.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ix-chelovek-i-ego-dvojnik-slova-i-veshi-arheologiya-gumanitarnih-nauk.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chetirideset-i-deveto-zasedanie.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov-specialnosti-220100-vichislitelnaya-tehnika-sistemi-kompleksi-i-seti-moskva-200-stranica-53.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-8-prestupleniya-protiv-interesov-sluzhbi-v-kommercheskih-i-inih-ugolovnij-kodeks.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/administrativno-pravovoj-status-gosudarstvennih-sluzhashih-v-rossii-chast-6.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nalogovie-stavki-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-moskovskaya-gorodskaya-telefonnaya-set-inn-7710016640.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialnoe-obsluzhivanie-naseleniya-poryadok-i-usloviya-predostavleniya-socialnih-uslug-grazhdanam-pozhilogo-vozrasta-i-invalidam.html
  • thescience.bystrickaya.ru/imanbekova-bibgl-iliyasizi-azastan-respublikasini-ilimi-tehnikali-sayasati.html
  • university.bystrickaya.ru/fond-socstrahovaniya-rf-obeshaet-vipolnit-vse-svoi-obyazatelstva-pered-invalidami-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-psihologiya-i-pedagogika-dlya-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-mashinostroeniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-proizvoditelnosti-truda-i-rezervi-ee-povisheniya.html
  • report.bystrickaya.ru/izvrashenie-fiziologicheskih-reakcij-k-i-platonov-slovo-kak-fiziologicheskij-i-lechebnij-faktor.html
  • student.bystrickaya.ru/38vivodi-o-dalnejshih-merah-po-povisheniyu-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-snizheniyu-chisla-pogibshih-pri-dorozhno-transportnih.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zayavlenie-predstavitelej-npo-otchet-o-deyatelnosti-mkur-za-2001-g.html
  • assessments.bystrickaya.ru/delphi-rasshiryaet-svoyu-deyatelnost-v-rossii-centralnoj-i-vostochnoj-evrope.html
  • education.bystrickaya.ru/33-fiziko-himicheskie-processi-pri-tverdenii-magnezialnogo-cementa-kristalloenergetika-kak-osnova-ocenki-svojstv.html
  • lecture.bystrickaya.ru/algoritm-ekspertnogo-ocenivaniya-rezultativnosti-pedagogicheskoj-deyatelnosti-pedagogov-dopolnitelnogo-obrazovaniya-uvazhaemij-ekspert.html
  • tasks.bystrickaya.ru/117-pedagogicheskie-kadri-doo-konsolidirovannij-tretij-i-chetvertij-doklad.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samaya-podhodyashaya-obuv-v-etom-vozraste-nevisokie-botinochki-so-shnurovkoj-na-nebolshom-primerno-05-sm-kabluchke.html
  • testyi.bystrickaya.ru/63-svedeniya-o-dole-uchastiya-gosudarstva-ili-municipalnogo-obrazovaniya-v-ustavnom-skladochnom-kapitale-paevom-fonde-lica-predostavivshego-obespechenie-nalichii-specialnogo-prava-zolotoj-akcii.html
  • university.bystrickaya.ru/eshe-ne-zakopane-no-den-pervij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dogovor-na-turisticheskoe-obsluzhivanie-agentsk-ij-dogovor-.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.