.RU

В. Кандинский о духовном в искусстве

В.Кандинский О духовном в искусстве

Москва 1992

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к Российскому изданию ................ 5

Нина Кандинская. Предисловие ................... 7

Предисловие к первому изданию ................... 8

Предисловие ко второму изданию .................. 9

I. Введение ............................... 10

II. Движение .............................. 17

III. Поворот к духовному ....................... 23

IV. Пирамида ............................... 37

V. Действие цвета ........................... 41

VI. Язык форм и красок ........................ 46

VII. Теория ............................... 86

VIII. Произведение искусства и художник ............. 99

Заключительное слово ......................... 105

Предисловие к Российскому изданию

Василий Кандинский - один из крупнейших художников XX века, определивших лицо нашего времени (Кандинский, Шагал, Пикассо, Дали...). С "Абстрактной акварели" Кандинского (1910 г.) начинается история современного абстрактного искусства.

В. Кандинский родился в Москве в 1866 г., окончил Московский Университет, изучал экономику и право. В 1896 году получил место профессора юридического факультета знаменитого Дерптского университета, однако, именно в это время, тридцати лет от роду он решает оставить научную карьеру и полностью посвятить себя живописи.

Кандинский переезжает в 1896 году в Мюнхен и учится в лучших художественных школах (школе Ашбе, Мюнхенской Академии), занимается теорией искусства. Он много путешествует и ищет свой стиль в живописи. Ранний Кандинский - самый неожиданный. Темы разные: древнерусские, рыцарские, восточные - через откровения абстракции становящиеся импрессиями, импровизациями и композициями (так сам разделял он свои произведения).

Многие годы Кандинский жил в Мурнау - маленьком городке в предгорьях Альп - и темы Мурнау из сияющих пейзажей переходят в абстрактные образы, а русские темы от живописной "Русской красавицы" и "Святого Владими-

5

pa" - в абстрактные полотна со святым Георгием и праздником Всех Святых.

В 1911 году Кандинский организует в Мюнхене сообщество художников "Синий всадник", в которое входили: Франц Марк, Аугуст Маке, Давид Бурлюк, Арнольд Шенберг, композитор и художник. Однако, в 1914 году начинается война, Кандинский возвращается на родину, а талантливые немецкие художники Марк и Маке погибают на фронтах войны.

В Москве после революции Кандинский пытается внести в искусство атмосферу новаторства и синтеза науки и искусства, пытается активно влиять на развитие искусства, став вице-президентом Российской академии художественных наук. В конце 1921 года, в годы великого исхода русской интеллигенции Кандинский уезжает в Германию. В 1933 году снова переезд - теперь уже от фашистов во Францию, где он и живет до конца жизни (1944 г.). По-настоящему Кандинский возвращается на родину только теперь - выставками, книгами, альбомами - славой. И этой книгой тоже.

Основной свой программный труд - книгу "О духовном в искусстве" Кандинский написал еще в 1910 году в Мюнхене на немецком языке. Книга позже неоднократно переиздавалась на разных языках.

Русские художники ознакомились с этой книгой в изложении Н. И. Кульбина на своем съезде в 1911 году. Этот доклад позже был опубликован в нашей печати. Сама же книга "О духовном в искусстве" была издана на русском в 1967 году в Нью-Йорке Международным Литературным содружеством (с предисловием Нины Кандинской, жены художника).

В России книга издается впервые. Текст воспроизведен без изменений с американского издания с сохранением орфографии оригинала. Мы оставили иллюстрации такими, как они были в том издании - черно-белыми. Именено только оформление обложки. Заметим, что часть рисунков была сделана Кандинским специально для этой книги. Одна из таблиц того издания так и осталась на немецком непереведенной.

В. Михайлин

6

Предисловие

В моем кратком предисловии я только хочу рассказать читателю об истории этой книги, излагающей эстетическую философию Кандинского - "О духовном в искусстве".

В течение нескольких лет Василий Васильевич записывал .свои мысли и наблюдения. Эти записи - на немецком языке - и являются основой его книги. Закончена она была еще в 1910 году, но было очень трудно найти издателя, так как по своему содержанию книга была совершенно необычной для того времени.

Наконец, в 1911 году, мюнхенский издатель Пипер после некоторых колебаний взял на себя риск издания этой книги. В декабре того же года книга "О духовном в искусстве" вышла в свет. Успех был огромный, и в течение первого же года вышли три ее издания. Об этой книге тогда говорили, как о новом Евангелии в жизни искусства. В странах, где распространен немецкий язык, например, в Швейцарии, и даже в Голландии и скандинавских странах - книга "О духовном в искусстве" читалась всеми, кого интересовали вопросы искусства. Частично был уже сделан и русский перевод книги, но закончить его помешала война 1914 года.

В декабре 1911 года на заседании Всероссийского съезда художников Н. И. Кульбиным был сделан доклад "О духовном в искусстве" и прочитаны также некоторые главы из этой книги, в частности, та, в которой Кандинский говорит о разных возможных формах в абстрактном творчестве, - как, например, круге, квадрате, треугольнике. Все это, безусловно, оказало влияние на передовых русских художников, в том числе на К. Малевича.

Первый перевод этой книги с немецкого языка был сделан в Лондоне М. S. Sadler'ом в 1914 году. В 1924 году Ohara Kunioschi перевел ее на японский язык - и книга вышла в Токио. После большого перерыва, книга вышла в 1940 году в Риме, в переводе на итальянский язык G. A. Colonna di Cesaro. Все эти издания давно стали большой библиографической редкостью.

Начиная с 1946 года, "О духовном в искусстве" переводят во многих странах, что доказывает актуальность этой книги и большой к ней интерес. Вот список этих изданий:

1946: Нью-Йорк, издательство S. R. Guggenheiin Museum.

7

1947: Нью-Йорк, издательство Wittenborn.

1949: Париж, издательство G. Dronin; переводчик - Pierre Volboudt; роскошное издание, тираж - 300 экз.

1951: Париж, издательство de Beaune; автор предисловия Charles Estienne; в течение этих лет вышло пять изданий этого перевода.

1952: Берн, издательство Benteli, на немецком языке; автор предисловия - Мах Bill; за эти годы вышло семь изданий.

1956: Буэнос-Айрес, издательство Nuevo-Vision, на испанском языке.

1957: Токио, в переводе на японский язык, профессор Н. Nishida. За эти годы вышло восемь изданий.

1962: Утрехт, издательство Aula Boeken.

Готовится новый перевод на итальянский язык, но дата его выхода в свет еще точно не установлена.

Книга "О духовном в искусстве" всегда имела большое влияние на творчество художников и их подход к искусству, и это ее влияние все растет и растет.

НИНА КАНДИНСКАЯ

Сентябрь,1966.

Предисловие к первому изданию

Мысли, которые я здесь развиваю, являются результатом наблюдения и душевных переживаний, постепенно накапливавшихся в течение последних пяти-шести лет. Я хотел написать нa эту тему книгу большего объема, но для этого нужно было бы произвести множество экспериментов в области чувств. От этого плана мне на ближайшее время пришлось, однако, отказаться, так как я занят был другими, не менее важными работами. Быть может, я никогда не смогу осуществить его. Это более исчерпывающим образом и лучше меня сделает кто-нибудь другой, ибо это действительно необходимо. Мне приходится, таким образом, оставаться в пределах простой схемы и удовольствоваться указаниями на

8

величину проблемы. Я буду счастлив, если эти указания не останутся без отклика.

Предисловие ко второму изданию

Этот небольшой труд был написан в 1910 году. До выхода в свет в январе 1912 года первого издания, я успел включить в него мои дальнейшие опыты. С тех пор прошло еще полгода, и мне сегодня открылся более свободный, более широкий горизонт. После зрелого размышления я отказался от дополнений, так как они только неравномерно уточнили бы некоторые части. Я решил собрать новый материал - результат опыта и тщательных наблюдений, накапливавшихся уже в течение нескольких лет; со временем они могли бы составить естественное продолжение этой книги в качестве отдельных частей, скажем, "Учения о гармонии в живописи". Таким образом построение этой книги во втором издании, которое должно было выйти в свет вскоре вслед за первым, осталось почти без изменений. Фрагментом дальнейшего развития (или дополнения) является моя статья "О вопросе формы" в "Синем Всаднике".

КАНДИНСКИЙ

Мюнхен, апрель 1912 года.


vklad-mv-lomonosova-v-metallurgiyu.html
vklad-petra-velikogo-v-razvitie-izdatelskogo-dela-i-redaktirovaniya.html
vklad-ukranskih-vchenih-v-rozvitok-kosmonavtiki-2.html
vklyuchenie-korrektiruyushih-zvenev-kurs-lekcij-sostavil-k-t-n-docent-tihonov-a-i-2002g.html
vknige-publikuetsya-kompleks-osnovnih-postanovlenij-polit-byuro-ck-rkpb-vkpb-pod-grifom-visshej-formi-sekretnosti-osobaya-papka-po-voprosam-evropejskoj-politiki-za-1923-1939-gg-stranica-13.html
vknige-publikuetsya-kompleks-osnovnih-postanovlenij-polit-byuro-ck-rkpb-vkpb-pod-grifom-visshej-formi-sekretnosti-osobaya-papka-po-voprosam-evropejskoj-politiki-za-1923-1939-gg-stranica-20.html
  • writing.bystrickaya.ru/33-nauka-innovacii-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-saratovskoj-oblasti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-windows-operaciyali-zhjesn-standartti-badarlamalari.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-pir-duha-kreativnosti-monografiya-moskva-2003.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vivod-uroka-literatura-10-klass-metodicheskie-soveti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prodolzhitelnost-ekskursii-chas.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-3-podgotovka-ekspertnih-zaklyuchenij-recenzij-otzivov-na-uchebniki-monografii-dissertacii-avtoreferati-oficialnoe-opponirovanie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-tehnicheskoe-zadanie-i-obshie-usloviya-provedeniya-aukciona.html
  • assessments.bystrickaya.ru/devyataya-lekciya-visshie-miri-i-ih-vzaimosvyaz-s-nashim-mirom-rim-12-aprelya-1910-goda.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vii-novejshie-polyarnie-issledovaniya-uorren-u-f-najdennij-raj-na-severnom-polyuseu-f-uorren-per-s-angl-n-gusevoj.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-povestvuyushaya-o-gubitelnoj-sile-krasoti-boris-akunin-azazel.html
  • student.bystrickaya.ru/24-ponyatie-avtonomnih-rashodov-graficheskaya-interpretaciya-modeli-dohodi-rashodi-krest-kejnsa.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osobennosti-biznes-plana-investicionnogo-proekta.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-zabajkalskoj-zheleznoj-dorogi-chast-11.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zanyatie-7-2-chasa-metodicheskie-materiali-dlya-bakalavrov-2-kursa-otdeleniya-zaochnogo-obucheniya-yuridicheskogo-fakulteta.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-chto-est-adventistskogo-v-adventizme-1844-1885-istina-dlya-nastoyashego-vremeni-ne-stoit-na-meste.html
  • abstract.bystrickaya.ru/166-kondensati-kratkoe-obzorno-spravochnoe-posobie-kniga-yavlyaetsya-pervim-v-svoyom-rode-obzorno-spravochnim-posobiem.html
  • student.bystrickaya.ru/-kniga-pervaya-stranica-17.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravoslavnij-obrazovatelnij-portal-slovo.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-predisloviya-lajtman-mihael-osnovi-kabbali-seriya-kabbala-tajnoe-uchenie-npf-drevo-zhizni-izdatelskaya-gruppa.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-uchastiya-uchashihsya-mou-gimnaziya-1-v-konferencii-predstavleni-v-svodnoj-tablice-35-rezultati-raboti-konferencii-35.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aktualnie-problemi-detskoj-gastroenterologii.html
  • letter.bystrickaya.ru/obzor-dalnevostochnoj-literaturi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tendencii-formirovaniya-socialnoj-strukturi-rossijskogo-obshestva-na-sovremennom-etape-statisticheskij-i-sociologicheskij-analiz.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-2-harakteristika-konflikta-kak-socialnogo-fenomena-praktikum-po-konfliktologii-2-e-izdanie-dopolnennoe-i-pererabotannoe.html
  • letter.bystrickaya.ru/narushitelej-pravil-pozharnoj-bezopasnosti-v-lesah-oshtrafovali-na-6-tisyach-rublej-informacionnoe-agentstvo-avers-28072011.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kategoriya-padezha-v-russkom-i-nemeckom-yazikah-chast-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vnutrennyaya-torgovlya-informacionnij-obzor-periodiki-i-postupivshih-knig.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ugolovnoe-pravo-chast-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obmen-zhilih-pomeshenij.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-kontrol-ocenka-ustnogo-otveta.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-informacionnih-tehnologij-prikaz-ot-16-yanvarya-2012-goda-1-uch-velikij-novgorod-ozachislenii-slushatelej.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-uroka-f-i-tyutchev-stihi-o-rodnoj-prirode.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervie-filmi-luis-bunyuel-moj-poslednij-vzdoh.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-disciplina-sd-f-11-metodi-biohimicheskih-issledovanij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.