.RU

В. А. Луговский Начальник Управления федеральной государственной службы


Социальное партнерство в системе
начального профессионального образования В. А. Луговский Начальник Управления федеральной государственной службы
занятости населения по Краснодарскому краю, д. и. н., г. Краснодар
kancel@kubzan.ru
Краснодарский край является одним из наиболее динамично развивающихся регионов России. В последние годы Кубань стала уверенно входить в тройку самых привлекательных для вложения капиталов российских регионов, занимая строчку сразу вслед за Москвой и Санкт-Петербургом.

Финансовые потоки стремятся туда, где чувствуют себя выгоднее. На международных экономических форумах, которые проводятся на Кубани начиная с 2002 года, представители различных городов и районов, различных предприятий и фирм Краснодарского края выставляют для всеобщего обозрения проекты своего развития, предлагая инвесторам вместе поучаствовать в их реализации. Таких проектов с каждым годом становится все больше и больше: в 2002 году их было 70, в 2003 году – уже 130, а в 2004 году – 200 инвестиционных проектов.

Всего же за два последних года в экономику Кубани было вложено 135 миллиардов рублей и 427 миллионов долларов инвестиций. Сейчас на Кубани зарегистрировано уже более 800 предприятий, работающих с привлечением заграничных финансовых средств, из них 300 предприятий – это предприятия исключительно с иностранным капиталом.

Существует, как минимум, пять веских и серьезных причин для того, чтобы вкладывать деньги в развитие кубанской экономики: выгодное географическое положение Краснодарского края, огромный экономический потенциал Кубани, достижение серьезной политической стабильности, стабильность финансовая (за три последних года доходы края устойчиво продолжали увеличиваться, размеры бюджета возросли почти в 3 раза, с 14 до 40 миллиардов рублей), создание выгодной для инвесторов правовой базы (на Кубани создана так называемая система «одного окна», при которой инвесторы без долгих хождений по инстанциям могут оформить новое предприятие, отвод земельного участка, встать на налоговый учет, получать налоговые льготы).

Идет поиск инвесторов, желающих работать в сельскохозяйственной сфере и в перерабатывающей промышленности Кубани, курортной сфере, на транспорте, в реконструкции и строительстве портов.

Под влиянием позитивных тенденций, наблюдаемых в экономике края и социальном секторе, формируется в последние годы ситуация в сфере занятости и на рынке труда края.

К концу июня 2005 года в экономике края было занято 2219,2 тыс. человек, что на 5,7% выше прошлого года. Доля занятых в численности экономически активного населения достаточно высока – 93%.

Отмечается снижение общей численности безработных (рассчитанной в соответствии с методологией МОТ) с 210 тыс. человек к концу июня 2004 года до 166 тыс. человек к концу июня 2005 года. Уровень общей безработицы снизился соответственно с 9,7 до 7,0%.

Уровень регистрируемой безработицы в крае 0,8% – самый низкий в Южном федеральном округе. Однако численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости края, растет. И одна из основных причин роста безработицы в крае связана с преобразованиями в экономике.

Активная инвестиционная деятельность, направленная на модернизацию производства, внедрение передовых технологий, современного оборудования неизбежно вызывает ликвидацию значительной части неэффективных рабочих мест, изменение структуры занятых, и, как следствие, высвобождение работников.

С началом экономического роста одной из наиболее острых проблем рынка труда стал структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

Постоянно растет спрос на рабочую силу, экономика края испытывает острую нехватку высококвалифицированных кадров. В службу занятости края за 2004 год поступило 250 тысяч вакансий, или на 13% больше, чем в 2003 году; за 8 месяцев 2005 года работодателями края заявлено уже около 200 тысяч вакансий, что на 12% больше соответствующего периода 2004 года. В среднем на одного незанятого гражданина, зарегистрированного в службе занятости на 1 августа 2005 года, приходится 2,3 вакансии.

Спрос на квалифицированную рабочую силу вырос по большинству профессиональных групп. По нашим данным, сейчас наиболее востребованы на рынке труда края строители, станочники, механики, электрики, водители, машинисты, слесари, сварщики, монтажники, наладчики – то есть те, кто были не нужны еще совсем недавно.

Востребованы специалисты, связанные с развитием в крае рекреационного комплекса (гостиничное хозяйство, санаторно-курортный сервис, туризм), сферы жилищно-коммунального хозяйства, работники сферы обслуживания, торговли, связи, промышленного производства. В промышленности преобладает производство пищевых продуктов. Важная роль в экономике края принадлежит топливно-энергетичес-кому комплексу и нефтеперерабатывающей, машиностроительной, химической промышленности, деревопереработке и производству мебели. В связи с развивающимся процессом информатизации сохранился спрос на специалистов, владеющих компьютерными технологиями. Введение новейшей импортной сельскохозяйственной техники требует от механизаторов нового уровня знаний и принятия превентивных мер по переподготовке, повышению квалификации.

В сложившейся ситуации одной из эффективных мер преодоления структурной безработицы является профессиональное обучение безработных граждан, организуемое краевой службой занятости.

Система профессионального обучения безработных граждан выполняет широкие социальные и экономические функции – овладение профессией, специальностью как средством защиты от безработицы, развитие трудового потенциала общества, воспроизводство рабочей силы необходимой квалификации. Она дает возможность, с одной стороны, использовать образовательный и производственный потенциал безработных, обучая или переобучая их новым профессиям с четкой ориентацией на потребности рыночной экономики, с другой стороны, обеспечивает незанятое население такими знаниями и умениями, с помощью которых оно сравнительно легко адаптируется к условиям рынка.

При организации профессионального обучения безработных граждан краевой службой занятости основное внимание уделяется повышению качества обучения и уровня образовательных услуг в соответствии с профессиональными стандартами работодателей к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, обеспечению эффективного трудоустройства после обучения, снижению сложившегося в последние годы дисбаланса спроса и предложения на рынке труда.

Службой занятости края сформирована система управления и координации профессионального обучения безработных граждан, которая дополняет существующую систему профессионального обучения и в то же время выполняет ряд принципиально новых функций. Их содержание обусловлено особенностями контингента безработных, находящихся в разных социальных и возрастных группах, имеющих различный уровень профессионального образования и различный опыт работы.

Для повышения качества профессионального обучения Управление федеральной государственной службы занятости по Краснодарскому краю (далее – Управление) ежегодно проводит открытый конкурс среди образовательных учреждений на размещение государственного заказа на профессиональное обучение безработных граждан за счет средств федерального бюджета.

В результате конкурсного отбора учебно-производственная база службы занятости по Краснодарскому краю в 2005 году включает 220 образовательных учреждений по 315 профессиям и специальностям и 1957 учебным программам, что на 30% больше, чем в предыдущем году. Из 220 учреждений в Реестр учебно-производственной базы края вошли 55 учреждений начального профессионального образования (из 64 учреждений НПО, функционирующих в крае).

Основным критерием для заключения соглашений с образовательными учреждениями является способность образовательного учреждения адаптировать учебные программы к требованиям работодателей в соответствии с потребностями рынка труда.

За 8 месяцев текущего года центры занятости населения края направили на профессиональное обучение 5176 безработных граждан. Направление безработных граждан на профессиональное обучение осуществлялось по 161 профессии (специальности).

Профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации безработных граждан на базе учреждений начального профессионального образования с целью их дальнейшего трудоустройства – одно из важнейших направлений деятельности Управления.

Прослеживается тенденция увеличения по сравнению с 2004 годом численности граждан, прошедших обучение в учреждениях начального профессионального образования, на 3,1% (рис. 1).

Проведенный в 2004 году Управлением (Департаментом) ФГСЗН по Краснодарскому краю мониторинг профильного обучения учащихся общеобразовательных школ края показал, что молодежь при выборе профессии отдает предпочтение «модным» специальностям экономиста и юриста, в то время как в регионе ощущается острый дефицит рабочей силы. По-прежнему из числа заявленных вакансий значительная доля приходится на рабочие профессии – около 75% от общего числа востребованных специалистов.

По-настоящему эффективным профессиональное обучение станет только тогда, когда действительно будет согласовано с реальными потребностями работодателей, потребностями экономики.

Поэтому главным условием направления на профессиональное обучение безработных граждан является востребованность профессии, что подтверждается количеством заявленных в службу занятости вакансий.




Рис. 1. Численность граждан, направленных на профобучение
в 1 полугодии 2005 года, в сравнении с 1 полугодием 2004 года
(количество человек), в разрезе категорий образовательных
учреждений


В январе – августе 2005 года на рынке труда края самыми востребованными считались 13 рабочих профессий из 210, внесенных в Реестр Управления ФГСЗН по Краснодарскому краю: водитель, тракторист, парикмахер, продавец, повар-кондитер, официант-бармен, оператор котельных установок, штукатур-маляр, столяр-плотник, каменщик, автослесарь, швея и охранник.

В целом по краю доля граждан, направленных на профессиональное обучение по вышеуказанным 13 профессиям, составила 45,3% от общего числа направленных (рис. 2).

Социальное партнерство в системе профессионального образования является фактором снижения напряженности на рынке труда, качественной подготовки квалифицированных рабочих для различных сфер деятельности.

Решение проблемы занятости зависит как от эффективной работы службы занятости, так и от сотрудничества с заинтересованными сторонами субъектов социально-трудовых отношений, в том числе на региональном уровне: разработка общей стратегии развития территории, привлечение и объединение всех доступных ресурсов, установление общих потребностей и интересов, прогнозирование потребности в кадрах.



Рис. 2


Действующая в Краснодарском крае система социального партнерства играет важную роль в стабилизации экономической ситуации и рынка труда. Реализация политики занятости – важнейшее государственное дело, так как отношения занятости носят многоплановый характер. Это поиск работы и рабочей силы, порядок найма и увольнения работников, условия и содержание труда, установление уровня его оплаты, обучение и подготовка кадров, их профессиональная мобильность и др.

В Краснодарском крае единый порядок регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений установлен Законом Краснодарского края от 07.08.2000 № 310-КЗ «О социальном партнерстве в Краснодарском крае». В настоящее время в рамках данного Закона действует трехстороннее соглашение между администрацией Краснодарского края, Краснодарским краевым (региональным) объединением организаций профессиональных союзов «Крайсовпроф» и Краснодарским краевым (региональным) объединением работодателей «Федерация товаропроизводителей Кубани», определяющее позиции сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на краевом уровне в 2005 –2006 годах и совместные действия по их осуществлению. Одним из вопросов плана работы Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 2005 год был вопрос «О развитии социального партнерства в образовательных учреждениях начального профессионального образования».

Управление федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю и Департамент образования и науки края являются давними социальными партнерами. Эти структуры объединяют общие задачи: подготовка кадров по востребованным профессиям и, как следствие, снижение социальной напряженности на рынке труда Кубани.

С 2001 по 2004 годы центры занятости населения направили на профессиональное обучение около 60 тысяч безработных граждан, из них 21 тысяча (или 35%) выпускников общеобразовательных школ направлены в профессиональные училища и лицеи края с частичным финансированием из средств краевого бюджета.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 01.07.2002 № 718 «О развитии социального партнерства в системе начального профессионального образования» утверждена программа мероприятий по развитию социального партнерства в системе начального профессионального образования Краснодарского края, в реализации которой принимает участие Управление в части профессионального обучения, адаптации к рынку труда и трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования.

Управление федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю с 2001 года в рамках договора с Департаментом образования и науки принимает меры по обеспечению направления в учреждения начального профессионального образования края выпускников школ до начала трудовой деятельности для получения ими профессий, востребованных на рынке труда Краснодарского края.

В течение 4 лет из краевого бюджета выделялись средства для частичного финансирования первого года обучения выпускников общеобразовательных школ в профессиональных училищах края. В 2004 году на эти цели из краевого бюджета направлено 3 миллиона рублей.

До получения направления в профессиональное училище или лицей выпускники общеобразовательных учреждений из числа безработных в обязательном порядке получают в органах службы занятости следующие услуги:

В 2001 году центры занятости направили 4707 человек в учреждения начального профессионального образования из числа безработной молодежи, в 2002 году – 5276 человек, в 2003 году – 5565 человек, в 2004 году – 5 429 человек.

В связи с разграничением полномочий и изменением системы финансирования в 2005 году Управление не может получать напрямую из краевого бюджета средства на эти цели.

Учитывая важность и необходимость продолжения работы по организации обучения незанятых выпускников школ в учреждениях начального профессионального образования, Управление федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю и Департамент образования и науки Краснодарского края в феврале 2005 года заключили Соглашение о сотрудничестве. Управление в рамках взятых на себя обязательств выявляет и направляет безработную молодежь в учреждения начального профессионального образования, проводит работу по профессиональной ориентации с выпускниками школ и профессиональный отбор перед направлением на обучение, выплачивает за счет средств федерального бюджета пособие по безработице до начала обучения.

В июле-августе 2005 года уже направлено на профессиональное обучение в профессиональные училища и лицеи в 2005 году более 3,5 тысячи безработных из числа молодежи, не имеющей профессии, по профессиям, востребованным на рынке труда Краснодарского края, что составляет более 22% всего планового приема учащихся в образовательные учреждения начального профессионального образования Краснодарского края на 2005-2006 учебный год (15121 человек).

В последние годы органы службы занятости стали уделять большое внимание организации профессионального обучения безработных, в том числе молодежи и выпускников профессиональных училищ и лицеев, основам предпринимательской деятельности. В 2004 году на профессиональное обучение основам предпринимательской деятельности было направлено 257 безработных граждан, в 1 полугодии 2005 года – 129 человек.

В 2004 году Управлением федеральной государственной службы населения по Краснодарскому краю заключено соглашение с Департаментом экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации Краснодарского края об объединении усилий органов службы занятости и центров поддержки предпринимательства в целях оказания содействия безработным гражданам после завершения профессионального обучения в организации собственного дела.

Следующим этапом работы с незанятыми гражданами является приобретение практического опыта, организация взаимодействия граждан и созданных ими структур с другими структурами малого бизнеса. В декабре 2004 года городские и районные центры занятости населения заключили соглашения с центрами развития и поддержки малого и среднего бизнеса для оказания консультативной и юридической помощи безработным после завершения ими профессиональной подготовки.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004 №122-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2005 года, в перечень граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включены граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые, для которых осуществляются специальные мероприятия, способствующие их занятости. На реализацию нового направления работы – программы «Первое рабочее место» – из средств федерального бюджета на 2005 год выделено 1,5 млн. рублей.

Служба занятости населения оказывает содействие в трудоустройстве учащимся и выпускникам учреждений начального профессионального образования.

В 2004 году в органы службы занятости края обратилось за помощью в трудоустройстве 61,5 тыс. молодых людей в возрасте 16-29 лет (на 26% больше 2003 года), из них выпускников учреждений начального профессионального образования 1,1 тысячи человек (что составляет 1,8% от обратившихся молодых людей).

Трудоустроены в 2004 году 441 выпускник профессиональных училищ, 154 выпускника ПУ признаны безработными и направлены службой занятости населения на профессиональное обучение, повышение квалификации, переобучение.

В целях увеличения численности трудоустроенных после получения профессии (специальности) Управление участвует в организации работы по установлению квот и трудоустройству на квотируемые рабочие места выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, граждан моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 08.02.2000 № 231-КЗ «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае» для приема на работу молодежи постановлениями глав местного самоуправления края установлена в 2004 году квота в количестве 7,4 тысячи рабочих мест, что на 200 мест больше по сравнению с 2003 годом.

В 2004 году на квотируемые рабочие места трудоустроено 11,6 тысячи молодых граждан (на 36,1% больше, чем в 2003 году), в том числе, 2,8 тысячи выпускников начального и среднего профессионального образования (из них 1,3 тысячи выпускников учреждений начального профессионального образования).

На 2005 год квота для приема на работу молодежи установлена в количестве 7,5 тысячи рабочих мест на 2,1 тысячи предприятий края.

Службой занятости населения проводится превентивная профориентационная работа с выпускниками школ, учреждений профессионального образования всех уровней, безработной и незанятой молодежью, не имеющей профессии, специальности.

Профессиональная ориентация остается одним из важнейших направлений деятельности краевой службы занятости населения, являясь действенным механизмом сокращения сроков поиска подходящей работы, социальной защиты молодежи.

За 2004 год услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке получили 162 тысячи молодых граждан до 30 лет, или 68,6% от общего числа граждан, получивших профориентационные услуги, в том числе почти 117 тысяч человек в возрасте до 18 лет, из них более 28 тысяч учащихся образовательных учреждений. В первом полугодии 2005 года почти 87 тысяч молодых людей воспользовались профориентационными услугами службы занятости (62% от общего числа), из них – 58, 5 тысячи человек в возрасте до 18 лет.

Новым направлением в организации профориентационной работы в крае стало использование с мая 2004 года Мобильного центра занятости (МЦЗ), с помощью которого появилась возможность предоставления услуг гражданам и, в первую очередь, молодежи, проживающей в отдаленных и сельских районах края.

Численность участников мероприятий, организованных при участии МЦЗ за 15 месяцев работы, составила 25,7 тысячи человек. Услуги непосредственно в Мобильном центре были предоставлены более чем 10,7 тысячи человек. Из общего числа услуг профориентационные услуги составляют: профинформирование – 20,1 тысячи, компьютерное тестирование прошли 7,3 тысячи человек.

Посетитель Мобильного центра занятости населения получает весь спектр услуг, предоставляемых государственной службой занятости населения.

Выпускники общеобразовательных школ проходят профотбор и получают направление на профессиональную подготовку в учреждения начального профессионального образования до начала трудовой деятельности.

Неоднократно сотрудники Мобильного центра занятости работали специально с учащимися профессиональных училищ и лицеев на базе учреждений начального профессионального образования: ПУ № 38, ПЛ № 24 города Краснодара, ПУ № 71 Новопокровского района, ПЛ № 19 города Сочи, ПУ № 82 города Горячий Ключ.

Сегодня рынок труда функционирует в соответствии с реалиями рыночной экономики, поэтому одной из основных задач системы профессионального образования является прогнозирование его динамики на ближайшие пять-десять лет.

В контексте социально-экономических изменений стали появляться новые специальности, в которых до этого не было необходимости. Одни профессии приобрели большую актуальность, другие, наоборот, утратили былой престиж. Поэтому сейчас на повестке дня остро стоит вопрос оценки востребованности отдельных специальностей.

Кадры всегда были и остаются важнейшим требованием динамичного развития любого бизнеса, независимо от масштабов и сферы деятельности.

Необходимо формировать на Кубани рынок образовательных услуги с учетом требований рынка труда. Эта работа требует решения следующих задач:

Таким образом, можно сделать вывод, что социальное партнерство является реальной основой для формирования эффективной модели политики занятости.

Краевая служба занятости основой своей деятельности считает сотрудничество со всеми структурами – участниками рынка труда и предоставление качественных услуг по содействию полной и продуктивной занятости гражданам, тем самым исполняя социальный заказ общества и государства.


Список литературы


  1. Федеральная служба по труду и занятости: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы по труду и занятости в 2002 – 2007 гг. М., 2004.

  2. Закон Краснодарского края «О социальном партнерстве в Краснодарском крае» (в ред. Закона Краснодарского края от 01.04.2004.
    № 681-КЗ).

  3. Постановление главы администрации Краснодарского края от 01.07.2002 г. № 718 «О развитии социального партнерства в системе начального профессионального образования Краснодарского края».

  4. Труд и занятость в Краснодарском крае. Статистический сборник. Краснодар, 2004.

  5. Социально-экономическое положение Краснодарского края. Комплексный доклад. Краснодар, 2004.

  6. Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда Краснодарского края в 2005 году: Информационный бюллетень Управления ФГСЗН по Краснодарскому краю. Краснодар, 2005.

  7. Основные тенденции на рынке труда в Краснодарском крае. Аналитическая записка территориального органа федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю. Краснодар, 2005.

  8. Сведения о системе образования Краснодарского края / Администрация Краснодарского края; Департамент образования и науки Краснодарского края. Краснодар, 2005.

  9. Луговский В. А. Социальное партнерство на рынке труда – основа эффективной политики занятости / В. А. Луговский // Проблемы становления и развития социального партнерства: Материалы краевой научно-практической конференции. Краснодар, 2004

Хачатрян З. В. О роли социального партнерства в регулировании рынка труда / З. В. Хачатрян // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сборник докладов Всероссийской научно-практической Интернет-конферен-ции. Петрозаводск, 2004.

vichislenie-integrala.html
vichislitel-universalnij-rukovodstvo.html
vichislitelnie-mashini.html
vichislitelnie-sistemi-i-programmnoe-obespechenie.html
vid-rabot-31-mehanizirovannaya-razrabotka-grunta-polozhenie-o-trebovaniyah.html
vid-rabot-55-termicheskoe-ukreplenie-gruntov-polozhenie-o-trebovaniyah.html
  • student.bystrickaya.ru/-5-traktovka-g-p-shedrovickim-etapa-soderzhatelno-geneticheskoj-logiki-istorii-razvitiya-mmk.html
  • klass.bystrickaya.ru/bank-dannih-o-shkolnih-nauchnih-obshestvah.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-otkritom-semejnom-konkurse-podelok-v-vide-vertushek-energiya-vetra.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-i-dinamika-stanovleniya-kulturologicheskogo-znaniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-3-prikaz-ot-09-2010-g-rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-uchebnogo-kursa-uchebnoj.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-srednih-vekov-6-klass-katalog-uchebnih-filmov-po-istorii-rossii-i-vseobshej-istorii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yu-a-ahmadova-bibliotekovedenie-2006-n-6-03-2006-s-42-48.html
  • pisat.bystrickaya.ru/test-dlya-uchitelej-russkogo-yazika-ukazhite-nomer-oshibochnogo-utverzhdeniya-k-slozhnim-formam-organizacii-rechi-otnosyatsya.html
  • writing.bystrickaya.ru/deyatelnost-selskohozyajstvennih-kooperativov-osobennosti-polzovaniya-zemelnimi-uchastkami-v-rf.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ot-avtora-skazka-o-prigune-i-skolzyashem-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-uchebno-metodicheskomu-kompleksu-osnovi-gruppovoj-psihoterapii-teoretiko-metodologicheskie-osnovaniya-gruppovoj-psihoterapii.html
  • letter.bystrickaya.ru/mob-joint-telfaks-3376727-pr-nepokorennih16-banketnoe-menyu-1500-r-iz-rascheta-na-1-nu-personu-1500-r.html
  • education.bystrickaya.ru/12-prezentaciya-brenda-bnelcin-v-poslanii-prezidenta-rf-vvputina-federalnomu-sobraniyu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravo-na-tovarnij-znak-i-znak-obsluzhivaniya.html
  • student.bystrickaya.ru/252-raschet-indeksov-po-konstruktivnim-elementam-1-sostoyanie-i-sovershenstvovanie-formirovaniya-18.html
  • university.bystrickaya.ru/fakultet-fiziko-matematicheskih-i-estestvennih-nauk.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/allergiya-i-allergicheskie-zabolevaniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/kukulkan-osnovanie-majyapana-opisanie-yukatana.html
  • report.bystrickaya.ru/k-popper-logika-i-rost-nauchnogo-znaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/biheviorizm.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-nauchno-issledovatelskih-rabot-student-i-nauchno-tehnicheskij-progress-2012.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-iz-opita.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-idpo-specialnosti-finansi-i-kredit-stranica-5.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pesennie-tradicii-sela-bergul-sbornik-statej-i-materialov-posvyashyonnih-tradicionnoj-kulture-novosibirskogo-priobya-novosibirsk.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-torgi-pobeditelem-kotorih-priznaetsya-lico-kotoroe-predlozhilo-luchshie-usloviya-ispolneniya-dogovora-i-zayavke-na-uchastie-v-konkurse-kotorogo-prisvoen-pervij-nomer-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-profilaktike-i-korrekcii-upotrebleniya-psihoaktivnih-veshestv-pav-postanovka-problemi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-8-3-principi-upravleniya-fizicheskoj-podgotovkoj-formirovanie-fizicheskoj-aktivnosti-cheloveka-chast-ii.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihologicheskie-aspekti-deyatelnosti-strahovogo-agenta.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/punkt-18-povestki-dnya-mehanizmi-osushestvleniya-doklad-o-rabote-shestogo-soveshaniya-konferencii-storon-konvencii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razdel-4-raspredelenie-rashodov-glavnogo-rasporyaditelya-sredstv-po-celyam-zadacham-i-byudzhetnim-celevim-programmam.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tekst-iz-pyati-magnitofonnih-kasset-stranica-5.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/slovar-terminov-i-ponyatij-po-zemleustrojstvu-i-kadastram-agrimensor.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-provedenii-aukciona-na-pravo-zaklyucheniya-dogovora-arendi-nedvizhimogo-imushestva.html
  • grade.bystrickaya.ru/obsheobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-programma-totma-2010-poyasnitelnaya-zapiska-k-obrazovatelnoj.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/finlandci-s-interes-km-super-burgas-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.