.RU

В. А. Исследование представлений о творчестве у студентов - страница 8


78

ских состояний, психических затруднений, чувства безысходности, в организа­ции самовоспитания и др. "

Как пишет В. П. Мальцев по поводу управленческого консультирования преимущества консультанта - в особых знаниях и навыках, а также в такой функциональной связи с внешней средой, как целенаправленность на заказ кли­ента, сосредоточение на ракурсе его проблем. Общие задачи консультанта - по­мочь клиенту осознать и сформулировать истинную проблему, симптомы кото­рой заставили его обратиться к консультанту, совместно выработать методы ее решения так, чтобы клиент мог сам или с минимальной помощью консультанта выбрать путь предстоящих изменений.

Главная цель в работе консультанта - помочь клиенту расширить его соб­ственные возможности, усилить независимость и уверенность в себе.

В управленческом консультировании В. П. Мальцев рассматривает такие формальные фазы как: подготовка, диагноз (распознавание), планирование дей­ствий, внедрение (претворение в жизнь), завершение (отслеживание нового, из­менений). Эти фазы, пожалуй, универсальны для психологического консульти­рования в любой области человеческой практики.

Эти фазы в консультировании повторяются независимо от принципиаль­ного концептуального подхода (психоаналитического, поведенческого, интерак-ционного, гуманистического) и техники работы психолога-профессионала, кото­рый проводит консультацию. Важно, чтобы этот психолог разделял этические принципы своей профессии.

Существует этический кодекс психологов. Как пишет о нем М. А. Гулина, в него включены такие стандарты: ответственность; компетентность; этическая и юридическая правомочность; квалифицированная пропаганда психологии; конфиденциальность (строгое соблюдение тайны клиента), а по необходимости -анонимность (за исключением случаев, когда существует угроза жизни самого клиента или его окружающих); благополучие клиента; профессиональная коопе­рация (корпоративность) или коллегиальность; неукоснительное информирова­ние клиента о целях обследования и о том, как и для чеГо могут использоваться данные о его психологических свойствах; морально-позитивный эффект от ре­комендаций психолога. Медицинские (клинические) психологи разделяют наря­ду с требованиями вышеназванного кодекса принципы психотерапевтов: прин­цип партнерства в контакте с пациентом; установления доверительности; прин­цип разносторонних усилий; единство психосоциальных и биологических мето­дов воздействия; ступенчатость прилагаемых усилий.

Консультация медицинского психолога, также как и в случае управленче­ского консультирования, заключается в изучении документации, сборе наиболее полных сведений о пациенте, определение отношения самого пациента и значи­мых близких к его проблеме, изучение "видения проблемы" глазами самого па­циента (клиента). Исследование психологического статуса пациента, изучение его потенциальных ресурсов и установок на коррекцию, изменение, осознание. Планирование программы этих действий. Процесс самоусилий. Результаты.

Психиатры, психотерапевты и психологи (А. И. Захаров, В. И. Гарбузов, Г. Л. Лэндрет, М. Раттер, Э. Г. Эйдемиллер и др.) описывают процессы и техни­ки семейного консультирования, закономерности работы с детскими проблема­ми в рамках системы психотерапевтического воздействия на семейные отноше-

79

ния. Фазы процесса работы с семьей обозначаются так: уточнение проблемы и формулировка целей, реконструкция отношений и психических состояний, об­суждение результатов, экологическая проверка.

Такова же тактика психологов-консультантов, работающих с коллективом фирмы. При этом необходимо знать культурную среду, в которой фирма функ­ционирует.

В практику жизни очень широко вошло психологическое консультирова­ние в школе. В "Рабочей книге школьного психолога" (общая редакция докт. психол. наук И. В. Дубровиной, М. , Просвещение, 1991) психологическое кон­сультирование как один из видов работы школьного психолога, определяется как помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу приходят сами (или им рекомендуют прийти, или об этом просит психолог) учителя, учащиеся, ро­дители. Вследствие работы с ними психолога в этом случае наступает осознание существования проблемы, или уточнение причины проблемы, затруднений.

В этой книге приводится различие между психологическим консультиро­
ванием и профилактической работой. Основное различие усматривается в том,
что консультирование сталкивается уже с созревшей проблемой. Психологиче­
ский смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить
свою проблему, хотя большинство людей приходит на консультацию к психоло­
гу с желанием получить быстрый совет и получить от психолога эффект реше­
ния проблемы без усилий со своей стороны, также "заказчики" психолога часто
хотят получить от психолога подтверждение своего "видения" ситуации. Тогда
они оказывают сопротивление втягиванию их в процесс решения проблем.
Очень часто у родителей работают защитные механизмы психологические и ра­
ботать с ними на принципах партнерских отношений сложно.

Р. В. Овчарова в "Справочной книге школьного психолога" (М. , Просве­щение, 1993) пишет, что консультативная работа школьного психолога рядопо-ложна диагностической, профилактической, психокоррекционной. Консультация психолога может носить диагностический, рекомендательный, стимулирующий характер, служить средством повышения психолого-пеД&гогической грамотно­сти педагогов и родителей, а также индивидуальной компетентности самого ре­бенка (например, при профконсультировании у психолога в школе или в соот­ветствующем профцентре).

Таким образом, психологическое консультирование как форма деятельно­сти психолога преследует цель: формирование психологической компетентности заказчика, пациента, клиента в своих собственных проблемах. Независимо от сферы, области общественной практики, откуда поступает заказ на консульта­цию, фазы консультирования одинаковы: уточнение проблемы (диагностика), работа собственно с проблемой, обсуждение результата с клиентом, пациентом, заказчиком; экологическая проверка или проверка эффективности проведенных психологических действий. При этом психологи-консультанты соблюдают эти­ческие принципы своей профессии.

Важно, как пишет группа авторов в книге "Общая психодиагностика", чтобы данные психологической работы, проделанной собственно для пользова­ния заказчика-непсихолога, во-первых, были представлены корректно; во-вторых, были соотнесены со стандартами той сферы, той среды, где заказчик со-

80


бирается их использовать; в-третьих, психологическая информация должна быть сформулирована в терминах, доступных клиенту, на его "языке".

Литература

  1. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., АО Сфера, J994.

  2. Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. , М. Медицина, 1985.

  3. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. , Воронеж, НПО "МОДЭК",
    J 996.

  4. Копьев А.Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной теории
    // Вопросы психологии 1986, № 4.

  5. Общая психодиагностика. Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина, М. , 1987.

  6. Практическая психол. для менеджеров. Под ред. М.К. Тутушкиной, ИД ФИЛИН,1996.
    -------------------------------------------------------------------------------

^ АДАПТАЦИЯ К НОВОМУ ОБРАЗУ "Я" У БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

Н. В. Боровикова, Е. П. Кораблина, С. Т. Посохова – члены БПА

Проблема адаптации к новому образу "Я" обостряется в тех ситуациях, которые:

Указанным признакам во многом соответствует процесс беременности. В специальной медицинской литературе беременность определяется как физиоло­гический феномен (4). Однако современная наука все более склоняется к рас­смотрению беременности не только как физиологического, но и как психологи­ческого процесса, который нельзя относить ни к норме, ни к патологии. Даже такая попытка параллельного анализа физиологии и психологии плодотворна, поскольку среди психофизиологических состояний, которые может переживать женщина, беременности приписывается особый статус.

Можно предположить, что при рассмотрении психологического аспекта беременности самого пристального внимания заслуживает прежде всего "Я" женщины. "Я" беременной женщины - особое психическое образование - одно­временно выполняет две жизненно важные функции. С одной стороны, "Я" пре­вращается в интегральное отражение всех телесных, физиологических, психиче­ских и поведенческих изменений. Беременность, как никакое другое состояние, активизирует механизмы рефлексии. Существенная роль в этом процессе при­надлежит естественной активности развивающегося плода, заставляющего мать постоянно отражать на эмоциональном и рациональном уровнях все происходя­щее в ней и с ней. Способствует рефлексии и постоянный медицинский кон-

81

троль здоровья, течения беременности. С другой стороны - изменения образа "Я" требуют приспособления женщины к себе с помощью все тех же психофизиоло­гических и поведенческих перестроек.

Уникальность изменяющегося образа "Я" беременной заключается в том, что с момента осознания своего нового положения женщиной "Я" не существует изолированно, само по себе, а органично включается в формирующуюся единую систему "мать-ребенок" и отражает ее особенности. О глубине проникновения ребенка в образ "Я" женщины свидетельствует то, что даже на ранних стадиях беременности женщина никогда не пользуется понятиями "плод", "эмбрион". Она всегда носит в себе "ребенка", "дитя", наделенного человеческими чертами и свойствами. Система "мать-ребенок" имеет не только биологический, но и глубокий психологический смысл. Уникальные исследования Л. Никольса, С. Гроффа убеждают в существовании тесной зависимости пренатального и пост-натального психического развития ребенка от психического состояния матери в период беременности (2).

Для изучения особенностей адаптации беременных женщин к изменяю­щемуся образу "Я" нами было проведено специальное исследование. В нем уча­ствовали 24 женщины в возрасте 15-32 лет с различным социальным положени­ем (учащаяся молодежь, рабочие, служащие, домохозяйки, безработные) и раз­личным образовательным уровнем (от неполного среднего до имеющих два высших образования). Группа была разнородной и по материальному положе­нию. Большая часть женщин - 41,7% - официально состояла в браке, у 31,5% -брак носил гражданский характер и у 23,8% брак не был зарегистрирован. Про­должительность брака колебалась от 1 месяца до 6 лет. Для 40,5% участниц ис­следования беременность была первой и для такого же количества - второй, ос­тальные женщины имели от 3 до 5 беременностей. У половины женщин бере­менности предшествовали выкидыши и аорты. Длительность беременности на момент обследования составляла 3-38 недель. У всех женщин по медицинским показаниям беременность протекала нормально, без отклонений. В исследова­нии использовались различные психодиагностические методики.

Как показали результаты исследования, биохимические и физиологиче­ские процессы, вызванные оплодотворением, определяют изменения в первую очередь телесного компонента образа "Я". Важность образа тела демонстрируют рисунки беременных на тему "Я - реальное" и "Я - идеальное". Рисунки показа­ли, что для многих женщин увеличенный живот превращался в доминанту виде­ния себя. Изображая "Я - идеальное", женщины, как правило, рисовали себя без живота, а "Я - реальное" - с животом. Известно, что беременность довольно час­то сопровождается неприятными физическими и физиологическими ощущения­ми. Поэтому отношение женщин к телесным изменениям бывает далеко не вос­торженное. Опыт психологов, занимающихся групповой терапией с беременны­ми, свидетельствует о том, что практически все женщины, входящие в группу, испытывают чувство неловкости за себя, за свой внешний вид. Для создания эмоциональной комфортности психологам приходится затрачивать довольно много времени, использовать специальную систему взаимных комплиментов, приветствий. По полученным нами данным, 76,0% обследованных беременных были уверены в том, что и после рождения ребенка их женская привлекатель­ность "явно снизится". Симптомы физической непривлекательности во время и

82

после беременности позволяют предполагать, что беременность воспринимается (нередко подсознательно) большей частью женщин как состояние, несущее уг­розу телесному образу "Я".

Осознание изменений образа "Я", осознание себя беременной превращает­ся в ключевой момент формирования индивидуальной стратегии адаптации. Ос­новная цель происходящих адаптивных поведенческих, психологических пере­строек - обеспечение наиболее благоприятных условий для развития и рождения нового человека, для сохранения психического и физического здоровья женщи­ны. На основании проведенного психодиагностического обследования можно утверждать, что адаптивные процессы включают переоценку смысло-жизненных приоритетов, расширение спектра реализуемых социальных ролей, обогащение эмоционального опыта, регуляцию межличностных отношений.

Для большинства женщин, прошедших психодиагностическое обследова­ние, беременность - важный этап жизни, точка переплетения жизненных планов. Беременность воспринималась ими как серьезное испытание, заставляющее за­глядывать в будущее, переоценивать настоящее, осмысливать многие события прошлого: собственную личность, взаимоотношения с окружающими людьми. Ожидаемый ребенок превращался в своеобразный катализатор осознания жиз­ненного пути, жизненных ценностей, заставляла осознать мир и смысл своего существования. Беременность обостряла, по мнению женщин, неудовлетворен­ность своими деловыми и личными достижениями, благосостоянием, условиями быта. Кроме того, женщины осознавали ограничение своей свободы после родов и то, что внимание мужа будет принадлежать не только им, но и ребенку. Види­мо, поэтому принятие окончательного решения о сохранении беременности -сложный, нередко драматичный и мучительный процесс, в котором раскрывает­ся личностно-смысловая и социально-психологическая многозначность и много-ллановость беременности. Проведенное нами психодиагностическое обследова­ние показало, что некоторые из женщин до трехмесячного срока беременности мучились вопросом о целесообразности рождения ребенка. Двое признались, что первое время полагались на волю случая, подсознательно желая, чтобы все ре­шилось "само собой": выкидыш или необходимость искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям. Большинство, в нашем исследова­нии их оказалось 74,0%, не могли четко принять решение до тех пор, пока не­возможность аборта стала очевидной.

Мотивы сохранения беременности отличаются большим индивидуальным разнообразием, тем не менее, нам удалось выявить семь наиболее часто встре­чающихся у обследованных женщин:

  1. "Реализация материнской любви". В основе - потребность в материнст­
    ве как заботе, потребность в сохранении и продолжении жизни, а также готов­
    ность к принятию всех функций и обязанностей матери.

  2. "Самоутверждение". Данный мотив отражает доминирующую позицию
    женщины в жизни: "Я все могу сама". Проявлялся в своеобразной форме - бере­
    менность назло значимому мужчине или родителям. Мужчине демонстрирова­
    лась его ненужность, а родителям - собственная взрослость. Часто за таким мо­
    тивом скрывался протест, вызов или противостояние ближайшему окружению.

83

  1. "Продолжение любви". Будущий ребенок превращался в частицу люби­
    мого человека, в символ "светлой любви", которую женщина хотела "пронести
    через всю жизнь".

  2. "Защита-Я". Данный мотив проявлялся в нескольких формах.

В одном случае женщины рассматривали беременность как защиту от на­стоящего, как возможность спрятаться от нарастающего психического напряже­ния, связанного с "невыносимой действительностью". В другом - женщины хо­тели "зачеркнуть свое прошлое" и беременность превращалась в средство "очищения" от "собственной греховности". Мотив защиты "Я" отражал также и стремление к сохранению собственной инфантильности. Беременность актуали­зировала детские паттерны поведения: капризы, чрезмерную восторженность, нереалистичность желаний и т. д.

  1. "Гармонизация семейных отношений". Женщина решалась на рождение
    ребенка, чтобы внести нечто новое, оживляющее в близкие отношения с мужем
    или чтобы удержать значимого для себя мужчину. Рождение ребенка бессозна­
    тельно воспринимался как способ подчинения себе мужчины.

  2. "Сохранение собственного здоровья". Мотив обусловлен страхом, бояз­
    нью причинения вреда своему здоровью абортом или страхом потери возможно­
    сти деторождения в будущем.

  3. "Соответствие социальным ожиданиям". Мотив имел различные фор­
    мы, зависящие от возраста, уровня культуры, социального положения женщины.
    Содержание мотива отражается в формуле, исторически сложившейся в нашем
    обществе: "женщина - прежде всего мать", а также в существующих бытовых
    стереотипах: "не быть хуже других", "не выглядеть белой вороной". Отдельно в
    данном мотиве выделялось стремление сохранять беременность как желание со­
    ответствовать ожиданиям мужчины.

Как показало исследование, мотивационный фон беременности формиру­ет не один какой-либо мотив, а несколько, взаимодополняющих. При этом большинство из мотивов отличается выраженным социальным смыслом. Оказа­лось, что и прерывание беременности обуславливается мотивами преимущест­венно социального содержания: материально-бытовыми условиями, социальным самоутверждением, внутрисемейными отношениями, объективными трудностя­ми воспитания психически и физически здорового нового поколения (1).

Беременность изменяет восприятие действительности, наделяет окру­жающий мир новым смыслом, иным содержанием. Не только будущий ребенок, его отец, родственники и ближайшее окружение, но и многие привычные формы взаимоотношений в референтных группах и более широко - в коммуникативных ситуациях воспринимаются беременными иначе. Обобщение многих нюансов формирующейся новой системы межличностного взаимодействия позволяет предполагать появление у беременных симптомов завышенных притязаний и ожиданий по отношению к другим людям. По данным проведенного обследова­ния, опрошенные женщины ждали в той или иной форме участия в своей судьбе, помощи или хотя бы сочувствия от других. Так, в сочинении на тему "Что мне больше всего запомнилось во время беременности" женщины писали о том, что их больше всего поражало то, что им не уступали место в общественном транс­порте, хотя живот был уже явно виден. Студентки вузов и училищ отмечали, что ожидали поблажек от преподавателей-мужчин.

84

При анализе смысложизненных ориентации, ролевого поведения, эмоцио­нальности и межличностных отношений возникает предположение о эгоцен-тричности их содержания и направленности у беременных женщин. Эгоцен-тричность мотивов можно видеть в том, что среди выявленных в данном иссле­довании семи наиболее типичных мотивов сохранения беременности, пожалуй, только один - мотив реализации материнской любви - можно признать ориенти­рованным прежде всего на ребенка. Остальные мотивы отражают ориентацию женщины главным образом на себя, на решение собственных внутриличностных или межличностных проблем.

Эгоцентрическую ориентацию беременности подтверждает также анализ эмоциональности. Проведенное исследование позволяет предполагать, что, не­смотря на обогащение эмоционального опыта, у беременных происходит замет­ное сужение диапазона источников эмоциональных переживаний. Наибольшую значимость для большинства из них приобретает лично значимые события - все то, что относится к самой женщине или ожидаемому ребенку. Социально значи­мые события, общественные процессы оттесняются на второй план. Ни одна из обследованных нами женщин не отмечала значительные, государственного мас­штаба, общественные или экономические явления в качестве источников эмо­циональных переживаний. Беременную женщину радует прежде всего, ожида­ние рождения уже любимого ребенка, подготовка к встрече с ним. Радует, ко­нечно, ощущение его активности внутри себя - верный признак нормального протекания беременности. Комплименты мужа, значимых людей - также источ­ник положительных переживаний. В то же время женщина становится более ра­нимой. Болезненно реагирует на критические замечания в свой адрес. Даже шут­ки, особенно если они касаются ее положения, внешнего вида или ожидаемого ребенка, воспринимаются как обидные, раздражающие, ранящие. Эгоцентрич-ность эмоциональных переживаний женщин, решивших иметь ребенка, под­тверждает анализ тревожных переживаний, страхов.

Эгоцентрическое содержание приобретают взаимоотношения беременных с окружающими людьми. Эгоцентрические тенденции Содержатся в отношениях с мужем, родственниками, с ближайшим окружением. В процессе беременности формируется комплекс завышенных притязаний и ожиданий по отношению к окружающим. Основу его можно видеть в эгоцентрической позиции беременной женщины, в ее субъективизме, в осознанном или неосознанном стремлении реа­лизовать свое право на особое положение в обществе, на особое внимание и опеку со стороны других. Беременная женщина сознательно или неосознанно желает признания не только особенности ее положения, а главное - особенности, уникальности ее ребенка. Большинство женщин, начиная писать фразу "Мой малыш будет...", заканчивали "лучше всех". Беременной женщине трудно отка­заться от мысли, что кто-то видит ее будущего ребенка иначе, другими глазами. Трудно представить, что самый близкий человек - муж - не видит ничего осо­бенного в ее состоянии, в ребенке, и, вообще иначе относится к беременности и появлению ребенка. Эгоцентрическая позиция во многом определяет претензии по отношению к мужу, которые выражаются в типичных формулировках: "Если бы отец моего будущего ребенка только захотел, то смог бы все" и "Думаю, что отец моего будущего ребенка редко думает о ребенке". Аналогичен механизм возникновения претензий и по отношению к другим окружающим людям. Жен-

85

щины, не состоящие в браке, ждали немедленных предложений от отцов своих будущих детей о заключении брака.

Эгоцентрическая позиция беременной женщины придает своеобразие стратегии адаптации. Беременная женщина не только адаптируется к своему из­меняющемуся образу "Я". Она приспосабливает окружающий мир к своему но­вому образу. Всей системой требований, отношений беременная стремится к то­му, чтобы менялся мир, приспосабливаясь к ней. Эгоцентризм беременной жен­щины имеет особый социальный и биологический смысл. Беременность усили­вает потребность в самосохранении, точнее в сохранении системы "мать-ребенок" и тем самым заставляет женщину видеть угрозу во многих сторонах ее жизни, во многих окружающих ее людях, заставляет быть более требовательной к себе и к другим людям.

В результате доминирующая ориентация на себя позволяет женщине в полной мере реализовать не только свой женский, но и личностный, в частности профессиональный потенциал. Женщина получает уникальную возможность дать жизнь но новому человеку и любить его. Для женщины рождение ребенка превращается не только в способ решения внутриличностных проблем и меж­личностных конфликтов, но и в один из путей снятия страхов, опасений перед старостью, болезнями и одиночеством. Кроме того, женщина получает возмож­ность утвердиться в обществе в новой роли - роли матери, защитить свое "Я". Беременность предполагает достижение нового уровня самоидентичности, ново­го витка принятия своего образа "Я". Это возможно только благодаря тому, что женщина отказывается от многих форм прошлого личного опыта, от стереоти­пов взаимодействия с собой. Способность стать матерью - уникальная возмож­ность женщины творчески преобразовать себя и окружающую реальность.

Литература

  1. Бойко В. В. Малодетная семья. - М. , 1988.

  2. Грофф С. За пределами мозга. - М. , 1993.

  3. Коржова Е. Ю. Человек болеющий: личность и социальная адаптация. - СПб. , 1994.

  4. Сексология. Энциклопедический словарь-справочник - под ред. Б.М. Ворник - Минск, 1994.

  5. Серз У. Ваш ребенок. -М, 1994.

  6. Спок Б. Ребенок и уход за ним. - Л., 1991.

----------------------------------------------------------------------------------------------

^ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТАНОВОК НА БРАК У МОЛОДОЖЕНОВ

С. И. Бажерина, Е. Г. Булгакова, Ю. В. Слесаренко

Изучение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности молодой семьи является необходимым звеном в цепи консультационной работы с супружескими парами, так как ролевые установки формируются уже на добрачном этапе и в дальнейшей семейной жизни приобретают форму устойчивых стереотипов, час­то являющихся причиной дисгармоний. В связи с этим, раннее выявление и ана­лиз взаимных ожиданий и притязаний позволяет сбалансировать их с целью гармонизации будущей семейной жизни супругов. В результате возможность возникновения конфликтов на почве ролевых установок минимизируется. А так как у людей, начинающих совместную жизнь, установки на брак и отношения

86

друг к другу не столь ригидны, как у семей с большим стажем, коррекция имеющихся дисгармоний у них является более эффективной.

В целом, первый этап жизни молодой семьи представляет собой "сложный процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, сближение привычек, представлений, ценностей супругов и других членов семьи" (Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкий В. В. , 1990), что определяет этот этап как один из основных кризисных периодов в процессе функционирования семьи.

Исследование одного из аспектов психологических особенностей этого периода, а именно ролевых установок на брак, было проведено в Государствен­ном Центре развития семьи г. Киева. Использовалась методика "Ролевые ожида­ния и притязания в браке" (Волкова А.Н.), которая позволяет судить о выражен­ности у каждого супруга следующих 7 факторов (причем с III по VII фактор оп­ределяется дополнительно величина ожиданий и притязаний):

I фактор позволяет судить о том, какое значение придает субъект сексу­
альной гармонии супружеских отношений;

II фактор определяет установку на личностную идентификацию с супру­
гом, причем высокие оценки говорят о том, что супруг ожидает совпадение мне­
ний, интересов, ценностей, способов досуга, а низкие предполагают установку
на независимость, свободу интересов и времяпрепровождения.

  1. фактор выявляет установку на хозяйственно-бытовые ценности, при­
    чем ролевое ожидание рассматривается как мера ожидания того, что супруг
    возьмет на себя инициативу в реализации хозяйственно-бытовой функции семьи,
    а ролевое притязание предполагает установку на личное доминирование в хо­
    зяйственно-бытовом обслуживании.

  2. фактор показывает отношение субъекта к родительско-
    воспитательской функции. Оценка по шкале ожиданий является мерой того, что
    основные функции по воспитанию и уходу за детьми возьмет на себя супруг.
    Оценка по шкале притязаний - мера установки на выполнение роли родителя са­
    мим субъектом.

V фактор определяет значение внешней социальной активности, то есть
профессиональной деятельности, общественной, и любой другой вне семьи.

Шкала ожиданий измеряет установку субъекта на то, что связи с окруже­нием семьи поддерживает партнер, а шкала притязаний говорит о личной уста­новке на активность.

VI фактор выявляет установку на эмоционально-терапевтическую функ­
цию брака.

Оценка по шкале ожиданий является мерой ожидания того, что супруг возьмет на себя функции эмоционального лидера семьи; оценка по шкале притя­заний выражает установку субъекта на собственную роль эмоционального лиде­ра.

Чем выше средняя оценка, тем большее значение субъект придает взаим­ной моральной и эмоциональной поддержке, тем больше склонен рассматривать семью как сферу эмоциональной разрядки и релаксации.

VII фактор показывает значение для субъекта внешней привлекательности
супруга.

Шкала ожиданий выявляет желание иметь внешне привлекательного суп­руга. Шкала притязаний - установка на собственную привлекательность.

87

Задачей нашего исследования было выяснить представленность в созна­нии лиц, вступающих в брак, ценностей и установок, которые они намереваются реализовать в будущей семейной жизни. В обследовании приняли участие 30 пар молодоженов, средний возраст которых 19-21 год. Результаты исследования бы­ли подвергнуты факторному анализу, после чего обнаружилось, что ориентации на брак в мужской и женской выборках значимо различаются (см. таблицу).

Таблица 1


Мужчины

Женщины

Фактор

Вес

Фактор

Вес

I Профессиональная ориен-

0,774

I Хозяйственно-бытовая

0,80

тация




функция




внешняя привлекатель-

0,76

родительско-

0,73

ность




воспитательская




сексуальная активность

0,66

личностная идентифика-

0,56







ция




хозяйственно-бытовая

0,57







функция










11 Психотерапевтическая

0,92

II Психотерапевтическая

0,91

функция




функция




личностная идентифика-

0,88

сексуальные отношения

-0,70

ция










III Родительско-

0,89

III Профессиональная ориен-

0, 79

воспитательская функция




тация




сексуальные отношения

0,50

личностная идентифика-

-0,70







ция









IV Внешняя привлекатель-

0,94







ность




В группе мужчин выделилось 3 фактора:

1-й фактор был назван "Самореализация". *~

Сюда вошли следующие шкалы: ориентация на профессиональное само­определение и внешнюю социальную активность, желание представлять собой внешне привлекательную пару, реализация своего сексуального потенциала, обеспечение нормальных бытовых условий. То есть, это означает, что семья для молодого мужчины - это прежде всего условие самоутверждения, где он имеет постоянную возможность удовлетворения базовых потребностей и успешной ак­туализации социальной и профессиональной активности. При этом мужчина ожидает от женщины большей направленности на семью; многие из них вообще хотели бы иметь жену-домохозяйку, которая занималась бы домашним хозяйст­вом, а не общественно полезной деятельностью.

П-й фактор мы назвали "Психологический комфорт", то есть восприятие брака как психотерапевтического союза, основанного на личностной идентифи­кации с супругой. А это значит, что для мужчины условием психологического контакта является сходство мнений, взглядов, позиций, образа жизни. В против­ном случае, возможно возникновение конфликтных отношений, связанных с разрушением зоны комфорта. В частности, когда женщина начинает говорить о том, что она не разделяет полностью интересов мужа, тот испытывает в лучшем


viborgskoe-srazhenie.html
vibori-ta-osnovn-etapi-provedennya-viborv-v-ukran.html
vibori-v-polshe-tandem-s-shansami-ushel-v-kabinet.html
vibori-v-zakonodatelnie-predstavitelnie-organi-gosudarstvennoj-vlasti-subektov-rossijskoj-federacii-chast-3.html
viborochnie-nablyudeniya-lekcii-i-metodicheskie-ukazaniya.html
vicherez-bukvalnij-smisl-slova-obrazuetsya-soedinenie-s-gospodom-i-soobshenie-s-angelami.html
  • write.bystrickaya.ru/ganashe-shokoladnaya-glazur-dlya-tortov-glossarij-professionalnih-kulinarnih-terminov-v-evropejskoj-kuhne1.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ftd-r-02-ekonomika-mezhdunarodnogo-turizma-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnika-tehnicheskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij-za-aprel-2009-goda.html
  • tasks.bystrickaya.ru/10-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080301-kommerciya-torgovoe.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-teatralno-igrovoj-deyatelnosti-po-russkoj-narodnoj-skazke-koza-dereza-deti-vi-lyubite-skazki-otveti-detej.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihosomaticheskie-rasstrojstva-pri-zabolevaniyah-serdechno-sosudistoj-sistemi-yu-yu-eliseev-psihosomaticheskie-zabolevaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-t-ch-et-o-r-e-z-u-l-t-a-t-a-h-s-a-moo-b-s-l.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-1-celi-i-zadachi-predprinimatelskoj-sdelki-proekta-kurs-lekcij-chast-iii-uchebnoe-posobie-rpk-politehnik-volgograd.html
  • znanie.bystrickaya.ru/51-virazitelnie-vozmozhnosti-grammatiki-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-pod-obshej-redakciej-prof-p-p-shubi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sleng-narkomanov-ust-nerskoj-osnovnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-s-korrekcionnimi-klassami-pedagoga-psihologa-paskal-viktorii-viktorovni.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-viboru-1.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gost-602-89-gosudarstvennij-standart-soyuza-ssr-edinaya-sistema-zashiti-ot-korrozii-i-stareniya-sooruzheniya-podzemnie-obshie-trebovaniya-k-zashite-ot-korrozii.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-12-fizicheskaya-teoriya-i-tehnicheskaya-teoriya-genezis-klassicheskih-tehnicheskih-nauk.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uvedomlenie-o-razrabotke-rabochego-proekta-tehnicheskogo-kodeksa-ustanovivshejsya-praktiki.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kollekciya-legend-ob-osnovanii-moskvi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekret-bogatirya-chabad-youth-organisation-h-q-israel-molodezhnaya-organizaciya-hasidov-habad.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-hozyajstva-materiali-studencheskoj-nauchnoj-konferencii-18-fevralya-3-marta-2008g-mahachkala-2008.html
  • letter.bystrickaya.ru/modelirovanie-pribili-predpriyatiya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/seminarskie-prakticheskie-zanyatiya-programma-disciplini-dpp-f-02-teoriya-i-metodika-fizicheskoj-kulturi-i-sporta.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nejtronnaya-i-nejtronno-fotonnaya-terapiya-zlokachestvennih-novoobrazovanij-slyunnih-i-shitovidnoj-zhelez-14-00-14-onkologiya-14-00-19-luchevaya-diagnostika-luchevaya-terapiya.html
  • books.bystrickaya.ru/deputatskaya-frakciya-spravedlivaya-rossiya-rodina-pensioneri-zhizn.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/821512111-chuvashskaya-literatura-gosudarstvennij-arhiv-pechati-chuvashskoj-respubliki-knizhnaya-letopis-chuvashskoj-respubliki.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-sostoyanii-i-ohrane-okruzhayushej-sredi-v-krasnoyarskom-krae-za-2011-god-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hronika-raboti-odesskogo-gomeopaticheskogo-soobshestva-na-rubezhe-xix-xx-vekov-i-paralleli-s-sovremennostyu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/institut-kibernetiki-informatiki-i-svyazi-tyumenskij-gosudarstvennij-neftegazovij-universitet-spravochnik-abiturienta.html
  • desk.bystrickaya.ru/otkorm-zhivotnih-s-m-movshovich-kand-tehn-nauk-docent.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teorema-pifagora.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekvivalentnost-elementarnih-funkcij.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhbyudzhetnoe-regulirovanie-na-regionalnom-urovne-proekt-mbrr-tehnicheskoe-sodejstvie-reforme-byudzhetnoj-sistemi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/amosov-n-m-preodolenie-starosti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialno-kulturnij-servis-i-turizm-gosi-2003g-chast-42.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-4-ih-obsheobrazovatelnih-klassah-uchebno-metodicheskaya-rabota.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-baze-ekspertnih-sistem.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nikolaj-rerih-stranica-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shedevri-mirovoj-nauki-biblioteka-psihoanaliticheskoj-literaturi-pod-obshej-redakciej-professora-m-m-reshetnikova-stranica-23.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.