В. А. Исследование представлений о творчестве у студентов - страница 2
.RU

В. А. Исследование представлений о творчестве у студентов - страница 2


14

- по совокупности критериев также более успешными оказались склонные
к предметной рефлексии (коэффициент контингенции 0,43 при уровне значимо­
сти р = 0,01);

- по остальным критериям различий обнаружено не было;
Степень рефлективности отразилась:

Выявленные влияния на успешность или неуспешность профессиональ­
ной подготовки подвело к вопросу о необходимости анализа причин формирова­
ния тех или иных особенностей применения рефлексии. Причины формирования
различных особенностей применения рефлексии предположительно относились
к различным свойствам индивидуальности. -*

Наиболее сильное воздействие на формирование особенностей примене­ния рефлексии оказала экстравертированность-интровертированность личности, а именно:

- была обнаружена связь между экстравертированностью личности и
употреблением рефлексии определенного вида: оказалось, что среди испытуе­
мых, склонных к предметной рефлексии, чаще встречаются экстраверты, чем
интроверты; то есть данный вид рефлексии более присущ экстравертам (причем
как ярко, так и неярко выраженным) (коэффициент ассоциации - 0,321 при уров­
не значимости р = 0,01);

Был также установлен необычный факт: при работе в соответствии с вы­двинутой нами концепцией представления рефлексивного механизма и рефлек­сивности, в частности, выяснилось, что вопреки принятому мнению, именно среди экстравертов чаще всего встречаются лица со средней и высокой рефлек­сивностью и практически не встречаются лица с низкой рефлексивностью, тогда как среди интровертов большинство испытуемых с низкой рефлексивностью (коэффициент ассоциации 0,69 при уровне значимости р = 0,001);

15

Склонность же к рефлексии образа действия оказалась связанной с техни­ческой направленностью и техническими способностями субъекта деятельности. Склонность к рефлексии области самосознания связана с гуманитарной направ­ленностью испытуемых. В связи с этим, успешность испытуемых при выполне­нии профессионального задания оказалась выше у предпочитающих рефлексию образа действия.

Особенности применения рефлексии оказались весьма интересным обра­зом связанными со сформированностью структуры рефлексивного механизма. Так, склонность к рефлексии образа действия оказалась связанной с большей сформированностью всего рефлексивного механизма. В связи с этим, рефлексию образа действия следует считать компенсационным механизмом. Склонность к рефлексии области самосознания, как правило, связана с меньшей сформиро­ванностью структуры рефлексивного механизма. Поэтому склонность к приме­нению рефлексии в области самосознания можно считать защитным механиз­мом, особенно при сочетании со средней степенью рефлексивности испытуемых.

В связи с выявленными связями между особенностями применения реф­лексии, сформированностью всей структуры рефлексивного механизма и свой­ствами индивидуальности, коррекционная работа по изменению уровня развития структуры рефлексивного механизма может проводиться в трех различных на­правлениях:

  1. Коррекция личности;

  2. Разработка и предложение заданий на развитие конкретного вида реф­
    лексии, начиная с нижнего уровня в этом виде;

  3. Разработка и предложение заданий на развитие определенного уровня
    рефлексии в одном из видов;

В исследовании использовалось третье из вышеназванных направлений. Работа с испытуемыми проводилась на занятиях по психологии в ходе профес­сиональной подготовки современного специалиста. В программу работы с экс­периментальной группой были введены элементы СПТ, тренинга сенситивности и элементы разрабатываемого автором исследования^ профессионального тре­нинга с учетом новых социально-экономических условий.

Сравнительный анализ результатов студентов контрольной и эксперимен­тальной групп при выполнении профессионального задания выявил различия качества их выполнения на достоверном уровне значимости по ряду критериев.

Введение в профессиональную подготовку современного специалиста именно активных методов обучения является более предпочтительным, так как существенных различий между испытуемыми, выполнявшими задание по образ­цу (обычный метод обучения) и самостоятельно, выявлено не было.

Впоследствии автором предполагается детальная разработка профессио­нального тренинга с учетом специфики современных социально-экономических условий и выявленных в исследовании психологических закономерноптей реф­лексивного механизма.

* Кафедра практической психологии СПбГАСУ

16

^ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА

КОММУНИКАТИВНОГО ТИПА ПРИ ОБЩЕНИИ

НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

М.Б. Мязина

Деятельность человека, в частности деятельность преподавателя и учени­ка в учебном процессе, а также факторы, повышающие или понижающие ее эф­фективность, были и остаются актуальной темой исследований.

Психологические барьеры, как психические состояния, препятствующие выполнению действий, адекватных требованиям ситуации стали предметом на­шего исследования.

Психологический барьер - это отражение личностью ситуации в виде ус­тойчивой целостности в динамике психической деятельности, выражающееся в единстве поведения и переживания в континууме времени, они характеризуются скованностью, нерешительностью, тревожностью по отношению к задачам, встающим перед человеком в процессе его деятельности.

Возникновение таких состояний в процессе учебной деятельности суще­ственно сказывается на ее результатах.

Необходимость устранения возникающего при изучении иностранного языка психологического барьера показывают исследования таких авторов как А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин и др. Создание ситуации, стимулирующей в учени­ке установку на включение в речевую деятельность, рассматривается как необ­ходимое условие возникновения коммуникации.

Для современного преподавателя очень важно понимание и правильная оценка состояния, в котором могут находиться его ученики. Он должен уметь учитывать особенности психологического склада личности, которые могут ска­зываться на ходе учебной деятельности и обусловливать возникновение подоб­ных состояний.

В рамках данной работы была рассмотрена связь между уровнем тревож­ности человека и вероятностью возникновения у него психологического барьера в определенной ситуации. Следующей задачей являлось проследить, влияет ли на возникновение барьера и его преодолимость мотивация деятельности.

В эксперименте приняли участие две группы изучающих иностранный язык с одинаковым уровнем языковой подготовки, общей численностью 40 че­ловек. Для одной из групп иностранный язык являлся профилирующим предме­том.

В обеих группах было проведено тестирование ситуативной и личностной тревожности по методике Спилбергера-Ханина и опрос с целью выявления мо­тивированности изучения предмета.

Для проведения эксперимента была выбрана ситуация, которая часто яв­ляется стрессовой для изучающих иностранный язык. Участникам эксперимента было предложено задание, сформулированное как "Участие в дискуссии на за­данную тему на изучаемом языке". Была выбрана согласованная с преподавате­лями иностранного языка тема и приглашены носители языка. Успешность вы­полнения задания оценивалась по тому, насколько активен был участник экспе-

17

римента на всем протяжении дискуссии, независимо от числа допущенных язы­ковых ошибок. Успешность выполнения задания сопоставлялась с показателями тревожности и мотивации.

В целом результаты эксперимента свидетельствуют о том, что возникно­вение психологического барьера проявляет связь с высокой тревожностью. При этом наблюдается некоторые различия в зависимости от вида тревожности.

Участники эксперимента с высоким уровнем личностной тревожности оказались более подвержены возникновению психологического барьера в обще­нии и преодолевали его с большим трудом, чем участники с высокой ситуатив­ной тревожностью.

Наиболее успешные результаты показали лица со средней и низкой лич­ностной и высокой ситуативной тревожностью.

Кроме того, сравнение результатов по двум группам показало, что люди с низкой мотивацией в конкретной деятельности чаще испытывают возникнове­ние психологического барьера в ситуации, требующей использования получен­ных в результате этой деятельности навыков.

Люди с высокой мотивацией в тех же условиях и с одинаковыми показа­телями тревожности более адекватны в оценке своих возможностей и ожидании результатов своих действий, легче адаптируются в стрессовой ситуации и как следствие в меньшей степени испытывают действие психологического барьера и успешнее его преодолевают.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

  2. Рейховский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

  3. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1, М, 1986.

  4. Леонтьев А. А. Язык, Речь, речевая деятельность. М., 1969.

^ АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП В ОНТОЛОГИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Докт. пед. наук С.В. Дмитриев, член БПА

Трагедия современного технократического образования (где человек рас­сматривается не как цель, а как средство) заключается в том, что ценность чело­веческого целеустремленного духа редуцируется до разума (определяемого в терминологии Бэкона как "знание-сила"), разум - до рассудка (тип логико-аритмизированного мышления), рассудок - до интеллекта ("то, что измеряют тесты", по А.Бине), а последний - до искусственного интеллекта (баз данных, программных средств, процедур принятия решений). Традиционная система физкультурного образования (культура, ориентированная на передачу социо­культурного опыта) большую роль, как известно, отводит формированию верба­лизованных знаний, формализованных умений и навыков и несоразмерно малую роль - формированию духовно-ценностного сознания и творческого стиля мыш­ления, ориентированного на конструирование и реконструкцию многополярной системы мира. Цель "гуманистической конверсии" образовательных технологий по принципу креасофии (творящей мудрости) заключается в изменении структу­ры и формы сознания человека, обретающего в результате способность мыслить,

18

рефлексировать и действовать (в том числе творчески, в соответствии с ценно­стями духовного мира) в соответствующей социокультурной среде.

Сфера проявления деятельности человека чрезвычайно широка - это мышление, поведение, спорт, искусство, научное познание, языковая практика. В любых действиях осуществляется вхождение индивида, личности в структуру мира, а также внедрение этой структуры во внутренний мир человека. При этом не столько человек отражает действительность, сколько она отражается в нем. Понять природу двигательных действий можно только в диалектическом един­стве субъекта и объекта - в действиях осуществляется "очеловечивание мира" и "окультуривание человека".

В мире все состоит из противоположностей, значит надо все явления рас­сматривать как единство противоположностей. Согласно принципу поляризации любой объект может быть раздвоен на противоположности (плюс - минус, био­логическое - социальное, духовное - материальное и т.д.). Вполне понятно, что тезис "Бытие определяет сознание" не может существовать без противоположно­го утверждения: "Сознание определяет бытие человека". Известно, например, что не реальность порождает на свет идеологию, а идеология реальность. Овла­девая массами, система идеологем может реализовать себя как мощная матери­альная сила, подчиняющая общественное бытие тому или иному виду общест­венного сознания. Вряд ли можно согласиться с другим тезисом: "Бытие пер­вично, сознание вторично". Бытие человека существует вместе с его сознанием. Не существует нашего сознания, если оно не бытийно. Не существует также и нашего человеческого бытия, если оно не воплощенное сознание. В сознании человека утверждается многомерность его бытия, развивается многозначная и противоречивая система ценностей и смыслов предметного мира человека, в со­ответствии с которой он действует, живет и стремится к будущему.

В теории двигательных действий, основы которой разрабатываются нами в антропоцентрической биомеханике, предметом обсуждения является так назы­ваемая "персонифицируемая психосемантическая реальность" двигательных действий человека. В частности, нас интересует вопрос, как"им образом субъект "обнаруживает себя", продуцирует себя в объекте (двигательном действии), и соответственно, каким образом в объект (двигательное действие), которое поро­ждается субъектом, "вводится", "вкладывается" и "скрывается" в нем человече­ская индивидуальность. В данной статье сделана попытка "вторгнуться" в сферу педагогической антропологии (понимание сущности человека, индивидуально­сти, личности), антропонимики ("возделывание" человека через изменение спо­соба его бытия и постижение своего предназначения) и антропотехники (как, с помощью каких средств и технологий происходит "очеловечивание" человека).

В традиционной педагогике и психологии (в том числе спортивной) ут­верждается, что деятельность человека завершается получением результата. Двигательный результат, по П.К. Анохину, представляет собой определяемый целью интегративный системообразующй фактор - выходной показатель всей системы движений человека. Это то, ради чего человек действует, совершает те или иные целенаправленные действия, стремится реализовать себя, свой духов­ный, интеллектуальный и физический потенциал.

Вместе с тем существует целый ряд разнообразных форм деятельности человека, которые ориентированы в первую очередь на процесс, а не на резуль-

19

тат: художники, скульпторы, поэты, композиторы, спортсмены ряда видов спорта - нередко проводят дни и ночи напролет за работой, ничего не замечая вокруг себя. Сам процесс созидания привлекает и поглощает их. При этом ха­рактерно, что результат творится в процессе самого действия - продукты труда не могут быть отделены от своего создателя. Они существуют в момент его дея­тельности и входят в структуру личности деятеля, а сам человек может быть обозначен как "человек образующий" (М. Шелер).

Основную роль здесь играют не сами по себе результаты деятельности, а их психическая переработка личностью, становление внутреннего мира челове­ка, когда открывается истина великого смысла его жизни и жизнедеятельности. Человек познает некую "правду жизни": как жить, для чего жить. Истина стано­вится не только "всесторонне обоснованной", но и выстраданной. Известно, что деятельность порождает сознание и личность деятеля. А личность порождает новые формы деятельности. Это - творение себя и творение из себя. Спортсмен, осваивая и совершенствуя двигательные действия, "осваивает" прежде всего, самого себя - это труд человека над самим собой, где главным является не "показать результат", а "преодолеть себя".

Мотивы такой деятельности, в первую очередь, ориентированы на про­цесс постижения смысла этой деятельности, а не на практические результаты. Человек делает себя масштабом мира. Он входит в общественное бытие не как "человек-функция" (наряду с прочими вещами и "вещными отношениями"), а как Антропный принцип - начало всех ценностно-смысловых координат и ис­ходный пункт всякого знания о мире. Можно выделить ряд характерных свойств и признаков такой "деятельностной онтологии", личностного бытия человека.

  1. ^ Чувство слитности со своими действиями ("слияние процессов дей­
    ствия и осознания"). В этом состоянии человек настолько вовлекается и погру­
    жается в то, что он делает, что у него исчезает осознание себя как чего-то отде­
    ленного от совершаемых им действий. Возникает феномен "гибридного", поли­
    семантического мышления. В этом "потоке сознания и*деятельности" нет особой
    нужды в рефлексии (осознавании своих результатов) - результат каждого дейст­
    вия мгновенно интерпретируется, причем часто на психомоторном уровне, а уже
    потом - на психосемантическом (интеллектуальном и духовном). Из самоотчета
    фигуриста: "Вы полностью включены в то, что делаете. Вы становитесь частью
    музыки. Вы чувствуете музыку в теле". Известная балерина Людмила Семеняка
    в одном из интервью отмечает: "В танце я действительно раскрываюсь вся, до
    конца - и снаружи, и изнутри. Я чувствую какие-то новые возможности своего
    тела, доселе непознанные эмоции". Возникает подлинная полифония моторных и
    умственных процессов, контрапункт понятий, образов, мироощущений, диало­
    гическое сознание как механизм онтологического отношения человека к самому
    себе и к миру. Всякая мысль и всякое чувство вовлекаются в ситуацию решае­
    мой задачи, воспринимаются как позиция личности в контексте этой ситуации.

  2. ^ Полная управляемость ситуацией (полный контроль над своими мыс­
    лями и действиями). Мышлением, в мышлении, для мышления и для практиче­
    ской деятельности формируются способы и средства преобразования себя и
    предметной среды. Данное состояние переживается спортсменом как "задача в
    руках", как возможность всецело управлять своими действиями. В подобных си­
    туациях "Я" является ^наблюдающим началом, глубинная "самость" человека -

20

наблюдаемым. Скалолаз: "Ты так адаптирован к скалам, что становишься частью их. Появляется чувство своего полного включения в окружающую среду: ты по­добен снежному барсу, покоряющему скалы. Ты целиком управляешь ситуацией задачи, предвидишь ее и можешь предсказывать дальнейшее развитие". Спорт­смен организует восприятие сферы своего сознания и мышления с целью орга­низации своей деятельности. Решаемая человеком двигательная задача реорга­низует воспринимаемый им мир в терминах действий и свои действия в терми­нах и смыслах решаемой задачи. Человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но определяет, типизирует ее, одновременно "определяя" себя в этой ситуации. Тем самым личность фактически сама создает, конструирует тот предметно-духовный мир, в котором живет и действует. Известно, что больше видит тот, кто меняет свою позицию, способы "внутреннего зрения". Сам пред­мет мысли и объект познания как бы "поворачивается" к субъекту новой сторо­ной. Тем самым расширяется "мир позиций и точек зрения" мыслящего и дейст­вующего человека. Он начинает видеть мир более полно, и находит для себя больше вариантов самореализации.

  1. ^ Потеря самосознавания ("чувство себя" теряется на высшей точке
    управления ситуацией). Отсутствие "Я" в сознании не означает, однако, что че­
    ловек потерял контроль над своей психикой или над своим телом. Здесь имеет
    место сенсомоторный практический наглядно-действенный интеллект, сращен­
    ный с предметной деятельностью. Возникает своего рода "личностное знание"
    (М. Полани), подпадающее под понятие практического искусства, особая позна­
    вательная единица - "гносеологический таксон". Человек как бы расширяет свои
    границы, растворяется в природе или в других людях, становится частью дейст­
    вующей системы, большей, чем его индивидуальное "Я". Так всадник сливается
    в единое целое с лошадью, скрипач - со своей скрипкой. Спортсмен начинает
    "мыслить всем своим телом". Слаломист: "Я не чувствую себя вообще. Я только
    наблюдаю за трассой и все течет само собой. Я могу видеть себя как бы "со сто­
    роны". При этом мое сознание может не только "забегать вперед", но и
    "смотреть себе вслед". Здесь сознание понимается не просто как рефлексивное,
    но и как бытийствующее, вплетенное в реальные акты человеческого действия.

  2. ^ Трансцендентные переживания (чувство гармонии с окружающей
    средой, "открытость" человека внешнему миру, забывание своих "земных" про­
    блем). В результате трансцендирования (выхода за пределы своего "Я") проис­
    ходят существенные изменения в ценностно-смысловой сфере личности, начи­
    нают действовать механизмы сверхсознания. Альпинист: "Ты становишься мак­
    рокосмом, появляется чувство безголосого, немого сознания, чувство слияния и
    тождественности с Вселенной. Это дает ощущение свободы, раскрепощает ду­
    ховные силы. Слетают все фальшивые маски и роли, исчезают ложные само­
    оценки". "Не думать" и в то же время "быть" - значит проявлять высшую актив­
    ность трансцендентной сущности человека, "переживать" не цепь мыслей, а го­
    лос чистого разума, воспринимать духовно-творческую энергию. Здесь знание
    сопрягается с ценностью, гносеология с аксиологией. "Вживание в природу" по­
    рождает духовно-физический подъем, экстатическое состояние вдохновения,
    гармонию духа и тела. Человек в таком состоянии представляет собой своеоб­
    разный телесно-духовный континуум. Природная и социокультурная среда цен­
    ностно осмысливаются, делаются сопричастными человеку (экзистенциальный

21

аспект) и общечеловеческой культуре (культурологический аспект). Отметим, что так называемая "культура человеческой телесности" (телесный канон) - это не только предпосылка здорового образа жизни и деятельности, в ней появляет­ся этико-эстетический, а следовательно, и духовный смысл (выразительность пластики человеческого тела и одухотворенность его движений).

  1. Аутотеличность (в смысле "цели в себе самом") опыта. Внешние цели
    задают только направление развития или правила действия, выработанные ин­
    теллектом. Сутью является действование ради себя самого. Достижение цели
    важно только для того, чтобы наметить следующее действие, само по себе оно
    не удовлетворяет. Сохраняет и поддерживает действия не их результаты, а пе­
    реживание процесса, чувства "мышечной радости". Это - экстатическое состоя­
    ние. Здесь доминирует мотивационно-эмоциональная сфера мышления, а не ра­
    ционально-логический интеллект. Познание апеллирует не столько к природной
    сущности вещи, сколько к ее смыслу и значимости для человека. Скалолаз: "Вы
    рады, когда взобрались на вершину, но истинное желание - идти дальше. Нет
    причины для восхождения, кроме самого восхождения". Подлинный смысл ауто-
    теличности - это не столько погружение вглубь бесконечного
    (антропокосмического) для того, чтобы найти для себя нечто новое, сколько по­
    стижение глубины конечного (структура "образа - Я"), чтобы найти неисчерпае­
    мое (обрести духовное). Ценностное сознание приобретает эвристический по­
    тенциал, когда предметом познания выступает бытие, взятое в модусе не столько
    наличного, сколько принципиально возможного. Предметная среда воспринима­
    ется под углом зрения духовно-практического действия, не как "реальность в се­
    бе", а как "реальность для человека".

  2. ^ Наслаждение процессом деятельности. Чувство упоения следует от­
    личать от чувства удовольствия, которое также может приносить процесс дея­
    тельности. Удовольствие можно испытывать без приложения каких-либо уси­
    лий, поэтому оно не ведет к росту и развитию личности. Чувство же упоения не
    может возникать без полной отдачи сил. В результате происходит не только бо­
    лее глубокое постижение мира и самого себя, сколько^через катарсис - душев­
    ную драму) преображение души человека. Это и есть блаженство человеческой
    деятельности. Вообще говоря - это и есть деятельность человека. Такая дея­
    тельность позволяет человеку выходить за пределы своих программ к высшим
    смыслам, позволяет выявлять и формировать в себе новые способности одухо­
    творения окружающей его и целесообразно преобразуемой им реальности, в том
    числе и собственного бытия.

Именно с такими "одухотворенными" действиями связано рождение всего нового и прекрасного в мире и в самом человеке, в выходе за пределы известно­го, в новые образовательные технологии. В процессе такой креасофической дея­тельности человек "творит себя" - не только "образовывается" (т.е. приобретает знания, умения, навыки), но и сам "образует мир": создает свое понимание, свое видение мира, проектирует и строит собственную жизнь, решает, куда ему идти, о чем думать, с кем взаимодействовать и общаться.

""Профессор Нижегородского педагогического университета, член-корреспондент Международной академии гуманизации образования

22

^ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ:


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКМЕОЛОГИИ

Докт. пед. наук Ю.А. Гагин, член БПА-чл.корр.БПА

Конец XX в. мы переживаем как период возникновения с исторической необходимостью новых областей знаний о Человеке. Среди них:

а) философская антропология (ставшее самостоятельной наукой учение о
сущности и существовании человека);

б) социальная антропология (наука об опредмечивании духовного мира
человека и распредмечивании им информации, содержащейся в текстах и объек­
тах окружающего мира);

в) андрогогика как педагогика взрослых;

г) валеология как наука о здоровом образе жизни;

д) акмеология, о которой сегодня можно говорить как об одной из наук,
необходимых для прорыва в качественно новые состояния человека и общества.

Акмеология выросла из возрастной психологии. Однако она не стала ее разделом, ибо в ходе развития с необходимостью стала решать не только вопро­сы психологии зрелого возраста, но и вопросы зрелости вообще, профессиона­лизма, мастерства в полном объеме высших измерений человеческой деятельно­сти независимо от того, в каком возрасте она совершается.

Понятие акмеологии было введено Н.А. Рыбниковым в 1928 г. и исполь­
зовано Б.Г. Ананьевым для характеристики закономерностей психического раз­
вития человека, достигающего зрелости. В связи с этим он выделял систему пе­
дагогических наук: педагогика, акмеология, геронтология. Однако становление
акмеологии за 20 лет связано с проблематикой мастерства, профессионализма,
использования резервных возможностей человека.

Таким образом, если андрогогика привязана к возрасту взрослого челове­ка, то акмеология получает развитие вне фактора возраста как решающего, но ориентирована на изучение восхождения человека к его собственным вершинам как человека, как члена общества, как профессионала.

За последнее десятилетие сформировались две акмеологические школы: московская и петербургская. Их различие обусловлено спецификой двух психо­логических школ. Московская тяготеет к деятельностному подходу, петербург­ская - к личностному. Для московской школы акмеологии характерны приорите­ты профессионализма, для петербургской - приоритеты индивидуальности (традиция основоположника ленинградской школы психологов Б.Г. Ананьева). В нашем городе для развития акмеологии много сделала и делает ученица Б.Г. Ананьева Н.В. Кузьмина. При ее непосредственном участии и научном ру­ководстве учреждены научная и учебная академии акмеологических наук. В Мо­скве по акмеологии активно работает ряд учреждений, например Российская академия государственной службы (А.А. Деркач, А.А. Бодалев и др.).

Данная статья посвящена некоторым подходам к решению проблем ак­меологии и главным задачам учрежденной с этого учебного года лаборатории

23

педагогической акмеологии в Государственном Университете педагогического мастерства.

Статья построена на основе двух диаметрально противоположных источ­ников информации:

первый - результаты осмысления теоретических предпосылок акмеологии (это, прежде всего, теория индивидуальности: Ананьев, Мерлин, Анциферова и другие, а также учение о личности в отечественной и гуманистической (американской) психологии);

второй - результаты семилетней работы в качестве научного руководителя районной образовательной системы в Красносельском районе, где развернута широкая опытно-экспериментальная работа на основе акмеологических приори­тетов индивидуальности.

Акмеология превратилась в самостоятельную науку, ибо как новая от­расль знания приобрела классификационные признаки науки. К ним относятся: объект познания и преобразования, предмет, теория и метод.

^ Объектом акмеологии являются, с нашей точки зрения, высшие формы существования физического, психического и духовного потенциала человека в условиях его реальной жизнедеятельности, максимально ответственной перед обществом и самим собой.

^ Предметом акмеологии являются процессы становления и реализации потенциала человека. Процессуальность предмета акмеологии указывает на пе­дагогическую, образовательную направленность любой ее отрасли (управленческая, культурная, спортивная, педагогическая и др.).

^ Имеет ли акмеология свою теорию? Изучение наследия Б.Г. Ананьева, его последователей, наши исследования позволяют высказать точку зрения о том, что теорией акмеологии является учение о человеке как индивидуальности. Теория акмеологии - это теория индивидуальности, ибо человек, достигший вершин, всегда уникален, а уникальность человека немыслима, неопределима без восхождения его к собственным вершинам. Как » всякая теория, теория ин­дивидуальности имеет формальную и содержательную стороны (аспекты).

^ Формальный аспект теории индивидуальности - это ее аксиоматический, категориальный и понятийный аппарат. Содержательный аспект этой теории -это технологические процедуры диагностики, коррекции, проектирования про­цессов становления и реализации потенциала индивидуальности.

На рисунке 1 представлена понятийная матрица индивидуальности. Со­держание этого рисунка позволяет уяснить, в частности, следующие новые зна­ния о человеке:

  1. Индивидуальность - высшая мера развития человека, верхняя ипостась
    в цепочке человек - индивид - субъект деятельности - индивидуальность;

  2. Восхождение к индивидуальности происходит не на основе традицион­
    ных принципов развития как качественного, необратимого, направленного зако­
    номерного изменения свойств в человеке, но в совокупности двух процессов:
    становления и реализации, т.е. осуществимости потенциала индивидуальности;
    эти процессы образуют спираль развития;

  3. Индивидуальность как „"высшее Я" включает в снятом виде свойства
    личности, субъекта деятельности, индивида и видовые свойства человека.


vibor-pokritiya.html
vibor-rabochego-osvesheniya-v-proizvodstvennom-pomeshenii-chast-2.html
vibor-sferi-deyatelnosti-svoego-biznesa-chast-2.html
vibor-specialnosti-chast-4.html
vibor-sposoba-snizheniya-sovokupnogo-iznosa-obekta-kommercheskoj-nedvizhimosti-v-celyah-uvelicheniya-ego-rinochnoj-stoimosti-na-primere-ofisnogo-pomesheniya.html
vibor-terapii-pri-somatizirovannih-depressiyah-chast-2.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-osnovnoe-soderzhanie-dissertacii-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie.html
  • learn.bystrickaya.ru/gazeta-moskva-n065-1442009-obshij-dolg-lukojla-sostavlyaet-7-mlrd-anonsi-sobitij-na-vtornik-14-aprelya-2009-g-3-lenta-novostej-6.html
  • lecture.bystrickaya.ru/73-gimnaziya-associaciya-gimnazij-sankt-peterburga-vospitatelnie-podhodi-i-sistemi-v-sovremennom-gimnazicheskom.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trofimov-v-n-iskusstvennij-intellekt-dobro-i-zlo-kak-zapretnij-plod-v-n-trofimov-e-v-trofimova-stranica-90.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general-stranica-15.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/protest-v-zashita-na-rila-str-30-katastrofalnite-posledici-na-evrointegraciyata-str-30-33.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-i-uchebnie-materiali-g-ust-kamenogorsk-ul-promishlennaya2-dopusk-k-proizvodstvu-rabot-list-soglasovaniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sociometricheskij-metod.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-forma.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/borovikovskij-vladimir-lukich.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obobshayushij-urok-tipi-himicheskih-reakcij-celi-uroka.html
  • occupation.bystrickaya.ru/murashova-n-a-pervij-zamestitel-ministra-obrazovaniya-sahalinskoj-oblasti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-1311-izmeneniya-valovih-vibrosov-zagryaznyayushih-veshestv-v-atmosferu-doklad-o-sostoyanii-okruzhayushej-sredi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-l-nikitin-mistiki-rozenkrejceri-i-tamplieri-v-sovetskoj-rossii-stranica-8.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistemnie-interfejsi-dlya-pk-na-osnove-intel-386-i-intel-486-lekciya-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sobraniem-kreditorov-oao-barnaulskij-likero-vodochnij-zavod-2009-g-stranica-30.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/putin-nuzhno-menyat-vektor-v-sfere-obrazovaniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-vserossijskih-sorevnovanij-na-priz-kubok-yuventa-sport-2012-i-tri-niti-cup-2012-tretij-etap-sredi-sportsmenov-bez-licenzii-po-vsem-vozrastnim-kategoriyam-v-discipline-marafon.html
  • crib.bystrickaya.ru/kinematograf-azii-uchebnoe-posobie-izdanie-vtoroe-ispravlennoe-i-dopolnennoe-dlya-studentov-ochnogo-i-zaochnogo.html
  • literature.bystrickaya.ru/bogatstvo-vknige-rasskazivaetsya-o-zhizni-znamenitogo-nemeckogo-arheologa-genriha-shlimana-o-raskopkah-troi-i-drugih.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-razvitiya-rechi-v-5-klasse-na-temu-radost-est-osobaya-mudrost.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-a-kuda-ehal-hmelnickij-viktor-suvorov-den-m-kogda-nachalas-vtoraya-mirovaya-vojna-moemu-chitatelyu.html
  • studies.bystrickaya.ru/bankovskie-uslugi-chast-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontakti-s-rukovoditelyami-seminara-sopredsedatel-orgkomiteta-seminara.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-33-padenie-glavarya-starij-morskoj-volk-v-traktire-admiral-benbou.html
  • education.bystrickaya.ru/18-uchrediteli-uchastniki-emitenta-v-n-yashin-predsedatel-soveta-direktorov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/24-nalog-na-pribil-otchet-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya-2010-goda-4-otchyot-o-sovokupnih-dohodah-za-god.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-vistavochnoj-zoni-foruma-3-raspisanie-raboti-foruma-5-tehnicheskij-reglament-6-vvozvivoz-eksponatov-6-obrazec-pisma-dlya-vvoza-i-vivoza-eksponatov-i-oborudovaniya-6.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhezli-egiptyan.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-smotre-konkurse.html
  • school.bystrickaya.ru/33-regulirovanie-denezhnogo-oborota-2-status-formi-organizacii-i-funkcii-centralnih-bankov.html
  • grade.bystrickaya.ru/nacionalnij-standart-rossijskoj-federacii-sistemi-menedzhmenta-kachestva-rukovodyashie-ukazaniya-po-primeneniyu-gost-r-iso-9001-2001-v-sfere-obrazovaniya-stranica-7.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-03-staroslavyanskij-yazik-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhaa-materialdi-megeruge-dajindi-oj-tolau-tedeu-degen-ne.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vopros-48-epistemologicheskij-anarhizm-p-fejerabenda-1uchebnik-zotova-mironova-razina.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.