.RU

Устроение космоса

Расширяющийся и самоутверждающийся Космос оттесняет Хаос на периферию, изгоняет из этого мира, но не преодолевает его. За пределами обжитого и организованного замкнутого Космоса начинается область неведомого, без-видного, владения демонов, неприкаянных духов, мертвых, область, куда вытеснен первобытный Хаос, не оставляющий попыток поглотить мир. Чаще всего «запредельность» представляется в виде воды, позднее, с развитием и конкретизацией представлений о Том свете, хаотические воды сужаются до пограничной реки между двумя мирами.

Основным мифом второго этапа космогонии становится борьба верховного божества или персонажей, его замещающих, с хтоническим чудовищем, чаще воплощенном в образе змея, как правило, тесно связанного с водой. В роли змееборца выступает верховный бог, иногда делегирующий эту функцию другим персонажам. Победа над хаотическим чудищем рассматривается в качестве первоакта устроения или защиты обитаемого Космоса. Не случайно сюжет змееборчества нередко связывается с историей основания населенных пунктов: на горе Драхенфальс в Германии жил дракон, питавшийся молодыми женщинами, и после победы над чудовищем, здесь была возведена крепость; польский герой Крак основал город, названный его именем, на горе, сразив жившего там дракона; город Корк был основан св. Файнбарром в ознаменование случившейся здесь победы над последним из драконов Ирландии и т. д.

Главным врагом индийского Индры становится скрытый в водах и «связавший» их демон Вритра, «неразделенный, непробудившийся, спящий, погруженный в глубочайший сон, распростертый»(5) — более полного описания Хаоса подобрать сложно! При этом он змееморфен: лишен рук и ног, издает шипение. Первая схватка Индры с другим хтоническим противником – демоном Балу окончилась неудачей, и взять реванш удалось только благодаря хитрости бога Вишну. Затем борцами с чудовищами выступают бог Рудра и герой Трит, одолевший трехглавого змея Вишварупа. Иранского трехглавого дракона Ажи-Дахака побеждает герой Траетаон.

Иранский Ангра-Маинйу (персонификация зла) некогда ворвался в мир извне и погубил его совершенство. Позднее он продолжил свои нападения на мир вместе с сотворенными им демонами-даэва и другими силами зла и тьмы. Первейшей задачей человека в зороастризме является помощь Ахура-Мазде (персонификация Добра) в беспрерывной борьбе с силами зла.

Хеттскому Богу Грозы тоже приходится сражаться с порождением Хаоса – змеем Иллуянка. В первом бою Бог Грозы, как и его индийский коллега, терпит поражение, причем лишается сердца и глаз. Впоследствие он реабилитируется с помощью смертного Хупасии, связавшего опоенного Иллуянку и его сыновей. Отметим, что обе битвы со змеем происходят на берегу моря.

Мифы греков повествуют о том, что Гея, обидевшись на богов за истребление своих детей титанов, породила от Тартара (прямое указание на отцовство Хаоса!) стоглавого змея Тифона. Победа в первом поединке с Зевсом осталась за змеем, который выререзал сухожилия царю богов и запер последнего в пещере. Гермес и Эгипан выкрали зевсовы сухожилия и приладили их на место. Тем временем мойры убедили змея отведать отравленных плодов, в результате чего он обессилил. Зевс одолел его и низверг в Тартар, откуда дракон продолжает грозить Олимпу. Затем Гея породила племя змееногих гигантов. Между ними и богами, возглавляемыми Зевсом, началась упорная борьба. Победить в ней олимпийцам удалось только с помощью (тогда еще) смертного Геракла. Позднее Громовержец передал миссию защиты Космоса от порождений Хаоса вроде Лирнейской Гидры, Горгоны Медузы, змея Пифона и т. п. другим богам и героям — Аполлону, Гераклу, Персею и др.

Без устали сражаются со змеями богатыри русских фольклорных сказаний (кстати, как правило, герои эти рождаются различными чудесными способами, что позволяет предположить в них божественных детей). Егорий Храбрый убивает Царища Диоклетианища, который «яко змей летит», «визжит по-змеиному». Кузнец Козьма-Демьян, в чьем образе соединены двое христианских святых (6) побеждает Черноморского змея, который предлагает герою разделить всю землю пополам. Богатярь якобы соглашается, запрягает змея в плуг и проводит до моря борозду, отделяя обустроенную ойкумену от хаотического мира нежити. Потом он меняет решение и ниспровергает чудище в воду, возвращая его обратно в стихию Хаоса. В другом варианте у моря он дал ему напиться – змей «расселся», и поползли из него малые змеи. Иногда с течением времени и изменением религиозной среды змей меняет свой облик, сохраняя, однако, черты рептилии: Соловей-разбойник в былине об Илье Муромце не только «свищет по-соловьиному и кричит по-звериному», но и «зашипит проклятый по-змеиному». Сражает его богатырь стрелой, в которой угадывается образ молнии бога-громовержца. Еще позднее образ посланца иного мира трансформируется в черта («перешедшего черту», границу), с которым воюют солдаты более поздних сказаний. Места битв героев со змеем, когда они указаны, почти всегда — на морском берегу, на реке Смородине, на огненной реке, на калиновом, железном, серебряном и золотом мостах – т. е. у водной границы.

У соседей и близких родственников славян литовцев громовик Перкунас поражает летучего духа Айтвараса, имеющего все атрибуты дракона.

В кельтской мифологии сюжет змееборчества сохранился в чеканке, изображающей борьбу орла (птицы громовика Тараниса) со змеей, а также в навершиях колонн кельтских святилищ, венчаемых статуей божества на лошади, поражающего змееобразное чудовище. Кстати, в фоморах, неоднократно вторгавшихся в Ирландию из-за моря и в конце концов разбитых божественными Племенами богини Данну под предводительством Луга (редуцированный образ громовержца?), также угадывается один из вариантов бесчисленных порождений Хаоса.

Войну скандинавских богов — асов с древними хтоническими великанами – ванами возглавляет Один. Уцелевшие по ее окончании ваны оттеснены за границы «космологизированного» пространства (часть великанов, настроенных дружественно или нейтрально, подобно греческим титанам, принята в Этот мир). Оставшиеся непримиримыми великаны не оставляют попыток подчинить себе Космос, и только сын Одина Тор сдерживает их натиск. Наиболее ярким его подвигом является победа над чудовищной змеей Ёрмунганд, лежащей на дне мирового океана и обвившей своим телом обитаемый мир. Змея тяжело ранена, но затаилась в глубине в ожидании последней битвы.

В германской традиции борец с порождениями Хаоса Тор воплотился в образе Сигурда (Зигфрида), сразившего дракона Фафнира, обитавшего на далеком угрюмом острове. Смертельно раненый Фафнир напрасно просит Сигурда заткнуть рану, предлагая в награду половину мира (ср. сказание о Козьме-Демьяне). Беовульф побеждает чудовищного Гренделя, а потом поражает и его мать, проникнув в ее подводное логово.

Победа над хаотическим змеем позволяет перейти к устроению и упорядочиванию обитаемого космоса. Выделившаяся из Хаоса земля еще остается в значительной степени слепком первого, наследуя многие его характеристики. Известно, что до того, как перейти к освоению новой территории, в различных цивилизациях совершались обряды, символически повторяющие первоакт творения; невозделанную область следовало прежде космилогизировать, а потом уже заселить. В общих чертах этот процесс заключался в проведении границ, наречении топонимов, но главное — в устроении сакрального центра мира – «точки опоры» мироздания. М. Элиаде считал даже, что само по себе «обнаружение или проекция точки отсчета – Центра – равносильно сотворению Мира».(7)

Одолев Вритру, Индра освобождает воды, связанные демоном и проливает их на землю, роет русла для рек, направляя стихию хаоса в упорядоченное русло. Устроителем мира он выступает и в другом мифе, рассказывающем о том, что некогда у гор были крылья. Перелетая с места на место, горы засыпали камнями города и вообще причиняли всяческий вред людям. Последние взмолились Индре, и он сбил эти крылья своими стрелами.

Аналогичную деяниям Индры работу выполняет у славян Егорий Храбрый, повелевая «горам толкучим не сходиться, не расходиться, а стать на одном месте, лесам не шататься, не качаться, а стать на одном месте», приказывая рекам протечь по всей земле.(8)

После заключения мира с Фир Болг, верховный вождь (бог) Племен богини Данну (в одном варианте это Дагда, в другом его сын) делит все сиды (священные холмы с «обитаемой» подземной частью) между вождями, после чего удаляется в страну Эмайн Аблах – Мир иной. Таким образом, последнее поколение богов, свергнув власть своих предшественников (Фир Болг) и расправившись с хтоническими чудовищами (фоморами), систематизирует территорию Ирландии – обитаемого мира, распределяя ее между богами, олицетворявшими систему и порядок.

По окончании обустройства, мир индийцев принимает следующий вид: средоточием вселенной является Амаравати (Девапура) – столица Сварги (небесного царства Индры). В центре земли на горе Меру растет дерево ашваттха, корни которого уходят в первозданные воды, из которых был создан мир. Вселенную объемлет мировой змей Ахи Будхунья (в дальнейшем, уже в индуизме он называется Шеша). Иной мир находится под землей. Вход в него охраняют четырехголовые псы Сарамеи – дети Сарамы, собаки Индры (в Иране функцию стража выполняет пес Сура). По другой верии иной мир отделен рекой Вайтарани или «космическими водами», повелителем которых считается Варуна.

В центре мира иранцев также возвышается Мировая гора Хара или Хукарья, на вершине которой расположилась обитель богов Гаронмана. С горы стекают две реки, объемлющие мир. У подножья горы раскинулось озеро Ворукаша, где у источника Ардвисуры растет мировое дерево хаома.

Иной мир хеттов находится под землей, там царствуют «божества минувшего, древние боги Подземного мира» Истустияс и Папаяс. Небеса поддерживает великан Упеллури. Другими сведениями о строении Космоса мы не располагаем. Имеется лишь описание Мирового дерева: «На дереве эя висит овечья шкура. В овечьей шкуре помещается бараний жир. В нем же в свой черед, помещаются Богиня-зерно, Богиня Полей и вино. В них же, в свой черед, — бык и баран. В них же – долголетье. В них же – потомство, сыновья и дочери. В них же – зрелость смертных людей, быков и овец. В них же – мужество и могущество. В них же – вечный огонь…».(9) Вокруг дерева эа стоят священные животные, что перекликается и со славянскими вышивками, и со скандинавским Иггдразилем, и с сюжетами кельтской чеканки.


v-tehnicheskaya-chast-dokumentaciya-ob-aukcione-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta-na-vipolnenie-rabot.html
v-tolpe.html
v-tretej-glave-individualizaciya-obucheniya-shkolnikov-sredstvami-obrazovatelnih-tehnologij-v-usloviyah-klassno-urochnoj.html
v-tulskoj-oblasti-budet-bolshe-sportkompleksov-v-novosibirske-rekonstruiruyut-biatlonnij-kompleks-novosibirsk.html
v-uchebnom-fonde-17-ekz-byulleten-novih-postuplenij-literaturi-v-biblioteku-irgtu-po-estestvennim-i-tehnicheskim.html
v-uralskom-mchs-utochnili-chislo-zhertv-dtp-pod-ekaterinburgom-informacionnoe-agentstvo-regnum-29082011.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-mineralnie-resursi-str-1-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovi-programmirovaniya-ya-a-vagramenko-redakcionnij-sovet.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-8tehnologicheskaya-oposredovannost-mezhlichnostnogo-obsheniyakak-socialnaya-problema.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tatyana-slavskaya-t-i-slavina-stranica-7.html
  • control.bystrickaya.ru/charlz-dikkens-rozhdestvenskie-povesti-stranica-15.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/yalom-i-ya-51-lzhec-na-kushetke-per-s-angl-m-budininoj-stranica-13.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sorok-odin-richard-bah-most-cherez-vechnost.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-za-otkrivane-na-procedurata-podobryavane-obsluzhvaneto-na-grazhdanite-i-biznesa-v-mtits-chrez-razvitie-na.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sbornik-kitajskaya-klassicheskaya-poeziya-stranica-9.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prognozirovanie-parametrov-drobleniya-gornih-porod-v-usloviyah-napravlennogo-izmeneniya-ih-svojstv-poverhnostno-aktivnimi-veshestvami.html
  • books.bystrickaya.ru/dnevnoe-otdelenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-praktikum-po-resheniyu-professionalnih-zadach-uchebno-metodicheskij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-20-g-rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-obshestvoznanie-v-11-klasse.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anglo-burskaya-vojna-i-sozdanie-yuzhno-afrikanskogo-soyuza.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-vnutrihozyajstvennij-kontrol-za-postupleniem-i-rashodovaniem-kassovoj-nalichnosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-gradoregulirovanie-i-upravlenie-razvitiem-territorij-dlya-specialnosti-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-podgotovki-specialista-avtori-programmi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sungurov-ayu-iz-opita-razvitiya-instituta-ombudsmana-v-regionah-rossii-polis-2002-2-s-147154.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-plan-8-v-klassa-obrazovatelnij-plan-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya.html
  • klass.bystrickaya.ru/811svedeniya-o-predstavlyaemih-cennih-bumagah-i-emitente-predstavlyaemih-cennih-bumag-pravo-sobstvennosti-na-kotorie-udostoveryaetsya-rossijskimi-depozitarnimi-raspiskami.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/pyat-zadach-strategicheskogo-menedzhmenta-metodika-swot-analiza-24-matrica-swot-24.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtor-sostavitel-n-a-ionina-2003-stranica-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/chernij-voron-stranica-11.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-studentam-zaochnoj-formi-obucheniya-po-podgotovke-k-zachetam-ekzamenam-i-napisaniyu-pismennih-rabot-na-baze-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-4-kurs.html
  • crib.bystrickaya.ru/innovacii-kak-vedushij-faktor-ekonomicheskogo-rosta-mostovoj-a-n-kand-ekon-nauk-maksimchuk-e-v-kand-ekon-nauk-doc.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-rabota-po-fizike-atmosfernoe-davlenie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rodzhers-k-o-stanovlenii-lichnostyu-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/protivorechiya-prokopij-prolog-knigi-bitiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/allan-i-barbara-piz.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-gtk-rf-ot-18-maya-1994-g-n-206.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-nalogovoj-politiki-rossijskoj-federacii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-7-prevrashenie-zloklyuchenij-v-udachu-predislovie-redaktora-anglijskogo-teksta.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nalog-na-pribil-ezhekvartalnij-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-shestaya-generiruyushaya-kompaniya-optovogo-rinka.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-kontrolnoj-rabote-po-discipline-informacionno-poiskovie-sistemi-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-omsk-2009.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ulan-ude-centr-promishlennoj-pererabotki-kompleksnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obmen-kaliya-lechenie-diuretikami-klinicheskaya-himiya-v-diagnostike-i-lechenii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/normativnie-akti-subektov-rossijskoj-federacii-i-drugie-dokumenti-2-meropriyatiya-po-socialno-ekonomicheskomu-razvitiyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.