.RU

Установки на охрану окружающей среды в общественном сознании

Содержание

Введение

Экологические установки в массовом сознании

Формирование экологической культуры населения

Мировая экологическая политика

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность экологических проблем в современном обществе является неоспоримым фактом, принятая научным сообществом в девяностых годах концепция "sustainable development" явилась значимым шагом в поиске выхода из тупика цивилизации, разрешения проблемной ситуации сложившейся на нашей планете.

Устойчивое развитие определяется как самоподдерживающееся развитие мировой цивилизации без ущерба для природы, обеспечивающее равный доступ и справедливое распределение материальных и духовных благ. Это концепция о том, как сделать устойчивым развитие с социальной, экономической и экологической точек зрения.

Экологические установки в массовом сознании

В рассматриваемой сфере экологических проблем необходимы инструменты и четко выработанные методы социокультурной интерпретации экологического знания и экологической информации, "какие бы принципы или постулаты ни выдвигались, в обществе должны быть их промоутеры".

Само понятие "экология" определяется как наука об отношении организмов с окружающей средой. Объектами ее чаще всего являются не отдельно взятые организмы, а популяции, биоценозы, а также экосистемы. Как самую большую экосистему можно рассматривать и всю биосферу.

В современном обществе под влиянием средств массовой информации экология часто трактуется как сугубо прикладное знание о состоянии среды обитания человека, и даже - как само это состояние.

Прочно вошедшие в лексикон выражения: "плохая экология" того или иного района, "экологические чистые" продукты или товары и т.п. на самом деле нелепы и безграмотны.

Хотя проблемы качества среды для человека, безусловно, имеют очень важное практическое значение, а решение их невозможно без знания экологии, круг задач этой науки гораздо более широкий.

Именно широта вопросов изучаемых данной наукой, глобальность процессов, происходящих в сфере среды обитания человека, порождает некоторые особенности формирования экологических установок в массовом сознании.

Декларируемая острота и опасность не внимания общества к природной среде в средствах массовой информации сочетается с отсутствием самостоятельного чувственного опыта человека, ощущения ежеминутного воздействия природной среды.

Биосферные процессы медленны, невидимы и проявляются, как правило, в форме "внезапных" катастроф. Биосфера воздействует на человека опосредованно: загрязненный воздух, фальсифицированные продукты питания, внутрибольничные инфекции, загрязнение водоемов - это формы проявления экологических рисков, которые недоступны для самостоятельного измерения, они глобальны и чаще всего не воспринимаются органами чувств "обычного" человека.

Отсутствие у человека возможности самостоятельного чувственного познания области экологических процессов и формирования мнения в соответствии с этим опытом, основным транслятором экологических установок для массового сознания, на сегодняшний день являются средства массовой информации.

Основной гипотезой исследования экологических установок и ценностей в массовом сознании населения закрытого города, имеющего на своей территории завод по хранению ядерных отходов являлось предположение о существующих различиях в структуре экологических установок и уровнем их интегрированности с базовыми ценностями.

Нагнетание ситуации вокруг радиации и ввоза ядерных отходов, а также тот факт, что на территории города находится потенциально опасное предприятие ожидаемо должны были бы вызвать высокий интерес к экологическим проблемам среди населения города.

Однако данная сторона жизни по значимости для жителей города находится только на шестом месте. Экологические проблемы массовое сознание не фиксирует как наблюдаемые и осязаемые.

Гораздо более значимы для него эмоционально окрашенные явления, самыми актуальными населением города были названы - бытовая проблема (транспорт, ремонт жилищного фонда), образование и перспективы подрастающего поколения, работа власти в городе и крае.

Это те проблемы, с которыми население ежедневно сталкивается, наблюдает и фиксирует.

По результатам проведенного исследования в массовом сознании населения данного закрытого города отсутствуют четкие и однозначные экологические установки. Данный фактор объясняется односторонним описанием ситуации, об экологии если и говорят, то без упоминания конкретных ресурсов разрешения экологических противоречий, население видит свою неспособность что-либо изменить, экологические установки становятся фрустрирующими для сознания: "проблема есть - решения нет".

Характерной особенностью экологических установок массового сознания является возрастание экологического интереса на макроуровне, а именно то, что население активно интересуется глобальными экологическими проблемами.

Это объясняется основной особенностью трансляции экологической информации средствами массовой информации, в большинстве сообщений (в том числе и местных региональных СМИ), тематика затрагивает тот самый макроуровень - экологию планеты, глобальное потепление, эта информация более подробна и понятна, она играет роль сенсации и поднимает рейтинги канала трансляции.

Формирование экологической культуры населения

Атомная энергетика, как никакая другая отрасль экономики страны, вопросам экологии придает первостепенное значение, при котором требования охраны окружающей среды включаются в сам процесс производственной деятельности.

Интенсивная эксплуатация природных ресурсов, приближающееся истощение запасов природных богатств ставит человечество перед выбором новых источников энергии.

Мировое сообщество считает атомную энергетику наиболее эффективной на сегодняшний день и экологически чистой, во многих странах предусмотрено ее опережающее развитие. Поэтому так важна проблема формирования экологической проблемы населения.

Процесс формирования экологической культуры и экологизации сознания связан с повышением общекультурного уровня современного общества. Жизненно важно становление индивидуального самосознания отдельного человека, воспринимающего современное экологическое положение как свое собственное.

Выход из экологически затруднительного положения предполагает модификацию отношения к миру со стороны каждого человека, его соучастие в духовном творческом процессе - формировании экологически позитивного отношения к природе.

Именно поэтому существует острая необходимость в концептуальном анализе экологической культуры, экологического сознания и поведения.

Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения жителей вблизи атомной станции:

личной ответственности перед обществом за создание и сохранение благоприятной окружающей среды;

осознанного выполнения экологических правил и требований.

Формирование экологической культуры отражает интересы и запросы всех жителей Курской области и в частности города Курчатова, где располагается атомная станция, и поэтому важно усилить эту работу:

в экологическом просвещении;

в дошкольном, школьном и внешкольном экологическом образовании;

в профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;

в непрерывной и целеустремленной работе на всех уровнях и структурах исполнительной и законодательной власти по выработке экономического механизма и нормативно-правовой базы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;

в распространении экологических знаний;

в улучшении условий проживания нынешнего и будущего поколений;

в обеспечении спокойствия и уверенности за здоровье населения, вследствие уменьшения уровня воздействия радиации на городскую среду.

Экологическая культура формируется на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования, а также в трудовых коллективах и по месту жительства.

Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются традиционные российские религиозные конфессии, а также средства массовой информации и реклама, которые просто обязаны быть экологически ответственными.

Экологическое просвещение, в том числе информирование жителей города о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями и учреждениями культуры, иными юридическими лицами.

Экологическое воспитание начинается с самого раннего детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка.

Здесь особенно важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы и искусства, телевидения и главное - практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, воспитанию ответственности за чистоту окружающей территории.

Экологическое просвещение мы рассматриваем как важнейший аспект информационной политики Курской АЭС. Упор в работе с общественностью делается на работу с молодежью, учащимися школ и лицеев, студентами колледжей и вузов, работающего населения.

Вот уже на протяжении многих лет в начале учебного года совместно с информационно-аналитическим центром Курской АЭС проводятся экскурсии на атомную станцию для учителей и учащихся, открытые уроки экологических знаний, учебные семинары, олимпиады, конкурсы, экологические недели, круглые столы. К этой работе привлекаются специалисты станции, ветераны КуАЭС.


v-fevrale-pravitelstvo-rf-dolzhno-prinyat-pervij-trehletnij-finansovij-plan-radio-26-mayak-novosti-27-01-2006-lobanov-oleg-11-00-26.html
v-g-radchenko-bajki-deda-ignata-stranica-14.html
v-gorodskoj-prokurature-nahodyatsya-v-proizvodstve-rabochaya-programma-kriminologiya-specialnost-030501-65-yurisprudenciya-ufa-2006.html
v-gosudarstvennoj-dume-nachalas-vesna-grizlov-b-v-monitoring-smi-12-14.html
v-hode-realizacii-proekta-problemi-obrazovaniya-i-vospitaniya-issledovaniya-i-razrabotki-dajdzhest-po-proektam-realizuemih.html
v-hust-ya-pribil-v-7-chasov-utra-yarko-svetilo-solnce-vvozduhe-chuvstvovalas-ta-svezhest-kotoroj-tak-nedostaet-v-bolshih-gorodah-malenkie-domiki-slovno-ulib-stranica-6.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-af-947-profsoyuz-rabotnikov-narodnogo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/marina-lyamina-analiticheskaya-zapiska-k-zakonoproektu-o-rp-v-i-petrov-poselenie-rp-rodnoe.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-studentov-sillabus-po-discipline-osnovi-ekologicheskogo-normirovaniya-i-ekspertizi-dlya-specialnosti-050608-ekologiya-forma-obucheniya-ochnaya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie-uchebno-prakticheskoe-posobie-dlya-distancionnogo-obucheniya-studentov-vseh-specialnostej-karaganda-2001.html
  • report.bystrickaya.ru/izbiratelnaya-komissiya-sverdlovskoj-oblasti-postanovlenie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-vseobshaya-istoriya-dlya-napravleniya-vostokovedenie-afrikanistika.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11-elektromehanicheskie-pribori-klassifikaciya-fizicheskih-velichin-4.html
  • studies.bystrickaya.ru/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-parkov--park-kak-socialno-kulturnij-institut.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-osnovi-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-o-perspektive-rechi-rabota-nad-soboj-v-tvorcheskom-processe-voplosheniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-obespechenie-na-6-semestr-2011-2012-uchebnogo-goda-gruppi-mvzmsz-09.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svyazannie-zonoj-roman-kulikov-ezhi-tumanovskij-stranica-9.html
  • desk.bystrickaya.ru/oformlenie-zala-programma-ufimskoe-semigore-dlya-uchebnih-obedinenij-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-i-uchrezhdenij.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/21-klimat-ob-utverzhdenii-programmi-programma-kompleksnogo-razvitiya-sistem-kommunalnoj-infrastrukturi-goroda.html
  • testyi.bystrickaya.ru/addiktivnoe-povedenie-u-podrostkov-narkomaniya-i-alkogolizm-chast-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/listen-watch-and-speak-dlya-studentov-stranica-25.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-simpoziuma-budet-vklyuchat-plenarnie-30-40-min-ustnie-10-15-min-i-stendovie-dokladi-vsego-predpolagaetsya-zaslushat-okolo-100-dokladov-po-sleduyushim-napravleniyam-sekciya-1.html
  • university.bystrickaya.ru/filosofiya-xx-veka-mareev-stranica-28.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rentgenograficheskie-issledovaniya-i-postroenie-modelej-strukturi-ryada-uglerodnih-materialov-01-04-07-fizika-kondensirovannogo-sostoyaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/regionalnie-smi-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-24-fevralya-2012-goda.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dinne-alcun-la-non-vedesti-sound-recording-mezhgosudarstvennij-sovet-po-standartizacii-metrologii-i-sertifikacii.html
  • control.bystrickaya.ru/ciceron-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/gorod-okruzhnogo-znacheniya-nizhnevartovsk.html
  • tests.bystrickaya.ru/meken-zhajli-anitama.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scenarij-agitbrigadi-strana-svetoforiya.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-licej-200-za-200708-uchebnij-god-stranica-2.html
  • report.bystrickaya.ru/izveshenie-o-provedenii-zaprosa-kotirovok-ot-14-10-2010g-648-stranica-10.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-po-izobretatelskoj-rabote-modul-propedevtiki-terapevticheskoj-stomatologii-informaciya-o-module.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prilozhenie-srednevekovij-lyubek.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematika-referatov-dokladov-vipiska-iz-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-koncepciya-odaryonnosti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/scenarij-igrovoj-programmi-arbuznik.html
  • credit.bystrickaya.ru/pesa-dlya-detej-i-roditelej-s-volshebstvom-dejstvuyushie-lica.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-uroka-kraj-v-kotorom-mi-zhivem-dostizheniya-i-perspektivi-razvitiya-permskogo-regiona.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krasnova-l-a-anisimova-t-i-podgotovka-budushego-uchitelya-fiziki-k-razrabotke-i-ispolzovaniyu-cifrovih-obrazovatelnih-resursov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.