.RU

Установки на охрану окружающей среды в общественном сознании

Содержание

Введение

Экологические установки в массовом сознании

Формирование экологической культуры населения

Мировая экологическая политика

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность экологических проблем в современном обществе является неоспоримым фактом, принятая научным сообществом в девяностых годах концепция "sustainable development" явилась значимым шагом в поиске выхода из тупика цивилизации, разрешения проблемной ситуации сложившейся на нашей планете.

Устойчивое развитие определяется как самоподдерживающееся развитие мировой цивилизации без ущерба для природы, обеспечивающее равный доступ и справедливое распределение материальных и духовных благ. Это концепция о том, как сделать устойчивым развитие с социальной, экономической и экологической точек зрения.

Экологические установки в массовом сознании

В рассматриваемой сфере экологических проблем необходимы инструменты и четко выработанные методы социокультурной интерпретации экологического знания и экологической информации, "какие бы принципы или постулаты ни выдвигались, в обществе должны быть их промоутеры".

Само понятие "экология" определяется как наука об отношении организмов с окружающей средой. Объектами ее чаще всего являются не отдельно взятые организмы, а популяции, биоценозы, а также экосистемы. Как самую большую экосистему можно рассматривать и всю биосферу.

В современном обществе под влиянием средств массовой информации экология часто трактуется как сугубо прикладное знание о состоянии среды обитания человека, и даже - как само это состояние.

Прочно вошедшие в лексикон выражения: "плохая экология" того или иного района, "экологические чистые" продукты или товары и т.п. на самом деле нелепы и безграмотны.

Хотя проблемы качества среды для человека, безусловно, имеют очень важное практическое значение, а решение их невозможно без знания экологии, круг задач этой науки гораздо более широкий.

Именно широта вопросов изучаемых данной наукой, глобальность процессов, происходящих в сфере среды обитания человека, порождает некоторые особенности формирования экологических установок в массовом сознании.

Декларируемая острота и опасность не внимания общества к природной среде в средствах массовой информации сочетается с отсутствием самостоятельного чувственного опыта человека, ощущения ежеминутного воздействия природной среды.

Биосферные процессы медленны, невидимы и проявляются, как правило, в форме "внезапных" катастроф. Биосфера воздействует на человека опосредованно: загрязненный воздух, фальсифицированные продукты питания, внутрибольничные инфекции, загрязнение водоемов - это формы проявления экологических рисков, которые недоступны для самостоятельного измерения, они глобальны и чаще всего не воспринимаются органами чувств "обычного" человека.

Отсутствие у человека возможности самостоятельного чувственного познания области экологических процессов и формирования мнения в соответствии с этим опытом, основным транслятором экологических установок для массового сознания, на сегодняшний день являются средства массовой информации.

Основной гипотезой исследования экологических установок и ценностей в массовом сознании населения закрытого города, имеющего на своей территории завод по хранению ядерных отходов являлось предположение о существующих различиях в структуре экологических установок и уровнем их интегрированности с базовыми ценностями.

Нагнетание ситуации вокруг радиации и ввоза ядерных отходов, а также тот факт, что на территории города находится потенциально опасное предприятие ожидаемо должны были бы вызвать высокий интерес к экологическим проблемам среди населения города.

Однако данная сторона жизни по значимости для жителей города находится только на шестом месте. Экологические проблемы массовое сознание не фиксирует как наблюдаемые и осязаемые.

Гораздо более значимы для него эмоционально окрашенные явления, самыми актуальными населением города были названы - бытовая проблема (транспорт, ремонт жилищного фонда), образование и перспективы подрастающего поколения, работа власти в городе и крае.

Это те проблемы, с которыми население ежедневно сталкивается, наблюдает и фиксирует.

По результатам проведенного исследования в массовом сознании населения данного закрытого города отсутствуют четкие и однозначные экологические установки. Данный фактор объясняется односторонним описанием ситуации, об экологии если и говорят, то без упоминания конкретных ресурсов разрешения экологических противоречий, население видит свою неспособность что-либо изменить, экологические установки становятся фрустрирующими для сознания: "проблема есть - решения нет".

Характерной особенностью экологических установок массового сознания является возрастание экологического интереса на макроуровне, а именно то, что население активно интересуется глобальными экологическими проблемами.

Это объясняется основной особенностью трансляции экологической информации средствами массовой информации, в большинстве сообщений (в том числе и местных региональных СМИ), тематика затрагивает тот самый макроуровень - экологию планеты, глобальное потепление, эта информация более подробна и понятна, она играет роль сенсации и поднимает рейтинги канала трансляции.

Формирование экологической культуры населения

Атомная энергетика, как никакая другая отрасль экономики страны, вопросам экологии придает первостепенное значение, при котором требования охраны окружающей среды включаются в сам процесс производственной деятельности.

Интенсивная эксплуатация природных ресурсов, приближающееся истощение запасов природных богатств ставит человечество перед выбором новых источников энергии.

Мировое сообщество считает атомную энергетику наиболее эффективной на сегодняшний день и экологически чистой, во многих странах предусмотрено ее опережающее развитие. Поэтому так важна проблема формирования экологической проблемы населения.

Процесс формирования экологической культуры и экологизации сознания связан с повышением общекультурного уровня современного общества. Жизненно важно становление индивидуального самосознания отдельного человека, воспринимающего современное экологическое положение как свое собственное.

Выход из экологически затруднительного положения предполагает модификацию отношения к миру со стороны каждого человека, его соучастие в духовном творческом процессе - формировании экологически позитивного отношения к природе.

Именно поэтому существует острая необходимость в концептуальном анализе экологической культуры, экологического сознания и поведения.

Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения жителей вблизи атомной станции:

личной ответственности перед обществом за создание и сохранение благоприятной окружающей среды;

осознанного выполнения экологических правил и требований.

Формирование экологической культуры отражает интересы и запросы всех жителей Курской области и в частности города Курчатова, где располагается атомная станция, и поэтому важно усилить эту работу:

в экологическом просвещении;

в дошкольном, школьном и внешкольном экологическом образовании;

в профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;

в непрерывной и целеустремленной работе на всех уровнях и структурах исполнительной и законодательной власти по выработке экономического механизма и нормативно-правовой базы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;

в распространении экологических знаний;

в улучшении условий проживания нынешнего и будущего поколений;

в обеспечении спокойствия и уверенности за здоровье населения, вследствие уменьшения уровня воздействия радиации на городскую среду.

Экологическая культура формируется на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования, а также в трудовых коллективах и по месту жительства.

Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются традиционные российские религиозные конфессии, а также средства массовой информации и реклама, которые просто обязаны быть экологически ответственными.

Экологическое просвещение, в том числе информирование жителей города о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями и учреждениями культуры, иными юридическими лицами.

Экологическое воспитание начинается с самого раннего детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка.

Здесь особенно важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы и искусства, телевидения и главное - практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, воспитанию ответственности за чистоту окружающей территории.

Экологическое просвещение мы рассматриваем как важнейший аспект информационной политики Курской АЭС. Упор в работе с общественностью делается на работу с молодежью, учащимися школ и лицеев, студентами колледжей и вузов, работающего населения.

Вот уже на протяжении многих лет в начале учебного года совместно с информационно-аналитическим центром Курской АЭС проводятся экскурсии на атомную станцию для учителей и учащихся, открытые уроки экологических знаний, учебные семинары, олимпиады, конкурсы, экологические недели, круглые столы. К этой работе привлекаются специалисты станции, ветераны КуАЭС.


v-fevrale-pravitelstvo-rf-dolzhno-prinyat-pervij-trehletnij-finansovij-plan-radio-26-mayak-novosti-27-01-2006-lobanov-oleg-11-00-26.html
v-g-radchenko-bajki-deda-ignata-stranica-14.html
v-gorodskoj-prokurature-nahodyatsya-v-proizvodstve-rabochaya-programma-kriminologiya-specialnost-030501-65-yurisprudenciya-ufa-2006.html
v-gosudarstvennoj-dume-nachalas-vesna-grizlov-b-v-monitoring-smi-12-14.html
v-hode-realizacii-proekta-problemi-obrazovaniya-i-vospitaniya-issledovaniya-i-razrabotki-dajdzhest-po-proektam-realizuemih.html
v-hust-ya-pribil-v-7-chasov-utra-yarko-svetilo-solnce-vvozduhe-chuvstvovalas-ta-svezhest-kotoroj-tak-nedostaet-v-bolshih-gorodah-malenkie-domiki-slovno-ulib-stranica-6.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-uchashihsya-na-urokah-matematiki.html
  • school.bystrickaya.ru/a-v-burdin-kontaktnoe-lico-egorova-svetlana-nikolaevna-vedushij-specialist-otdela-po-rabote-s-akcionerami-i-kompaniyami-stranica-8.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-03-2012-vibori-prezidenta-rf-4-marta.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-osnovnih-organizacionnih-meropriyatij-ministerstva-zdravoohraneniya-novosibirskoj-oblasti-na-2012-god-novosibirsk-2011-stranica-35.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-rajh-stranica-26.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shkola-biznesa-i-predprinimatelstva-celyu-kursa-yavlyaetsya.html
  • report.bystrickaya.ru/kachestva-impulsivnogo-dejstviya-kniga-izdana-pri-uchastii-izdatelstva-universitetskaya-kniga-s-peterburg-i.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sledi-iskopaemih-otpechatkov-obuvi-majkl-bejdzhent.html
  • diploma.bystrickaya.ru/utverzhden-i-vveden-v-dejstvie-reshenie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-v-nachale-slov-i-slogov-chitaetsya-kak-je-i-a-andreev-isbn-5-87315-005-2-izdatelstvo-russika.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-programma-aktivnogo-otdiha-priklyucheniya-v-svistuhe.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodi-sglazhivaniya-i-viravnivaniya-dinamicheskih-ryadov.html
  • write.bystrickaya.ru/filosofskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij.html
  • education.bystrickaya.ru/212-potrebnosti-rebenka-osnova-kollektivnoj-zhizni-i-obrazovaniya34.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vtoraya-glava-morfologicheskie-sposobi-virazheniya-sravneniya-v-hakasskom-yazike.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stroitelstvo-5-oj-tehnologicheskoj-linii-po-proizvodstvu-shebnya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-tambove-v-konce-iyulya-otkroetsya-novij-ledovij-dvorec-05-07-2012-glavnie-novosti-sporta-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sbornik-statej-kazan-2007-redakcionnaya-kollegiya-kandidat-filosofskih-nauk-docent-korolyov-v-v-otvetstvennij-redaktor-kandidat-sociologicheskih-nauk-docent-astahova-l-s.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-955-3-3-centr-gumanitarnih-socialno-ekonomicheskih-i-politicheskih-issledovanij-ii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osobennosti-nepravilnogo-hraneniya-lekarstvennih-form.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rossijskoe-grazhdanstvo.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zayavlenie-i-rekomendacii-uchastnikov-molodezhnaya-programma-po-obrazovaniyu-v-oblasti-prav-cheloveka-nasilie-v-otnoshenii.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-poluchenii-obshego-obrazovaniya-v-forme-eksternata-pravil-a-dlya-uchashihsya-mou-sosh-50.html
  • spur.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-6-diffuzionnaya-svarka-v-vakuume-teoreticheskaya-chast.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aktualizaciya-i-manipulyaciya-v-russkih-i-anglijskih-poslovicah-na-materiale-hudozhestvennih-proizvedenij.html
  • write.bystrickaya.ru/evropejskie-programmi-nauchno-tehnologicheskogo-i-obrazovatelnogo-sotrudnichestva.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b3v07-logistika-v-gorodskom-hozyajstve-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-oop-po-napravleniyu-podgotovki-menedzhment.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematske-ekskurzie-na-osnovu-chlana-stav-zakona-o-osnovnom-obrazovau-i-vaspitau-sluzhbeni-glasnik-sr-srbie.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-3-biologicheskij-nejron-i-ego-kiberneticheskaya-model-lekciya-vvodnaya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/memorandum-nomer-tri-tezisorden-sozdaet-sovetskij-soyuz-entoni-satton-kak-orden-organizuet-vojni-i-revolyucii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-standartizaciya-sertifikaciya-licenzirovanie-v-turistskoj-industrii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/103kontrast-holodnogo-i-tyoplogo-iohanes-itten.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/religii-v-rossii-metodicheskoe-posobie-stranica-24.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/romir-specializirovannie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-11-fevralya-2010-god.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-proizvodstvennoj-praktiki-studentov-4-kursa-po-specialnosti-140306-elektronika-i-avtomatika-fizicheskih-ustanovok.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.