.RU

Установки на охрану окружающей среды в общественном сознании

Содержание

Введение

Экологические установки в массовом сознании

Формирование экологической культуры населения

Мировая экологическая политика

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность экологических проблем в современном обществе является неоспоримым фактом, принятая научным сообществом в девяностых годах концепция "sustainable development" явилась значимым шагом в поиске выхода из тупика цивилизации, разрешения проблемной ситуации сложившейся на нашей планете.

Устойчивое развитие определяется как самоподдерживающееся развитие мировой цивилизации без ущерба для природы, обеспечивающее равный доступ и справедливое распределение материальных и духовных благ. Это концепция о том, как сделать устойчивым развитие с социальной, экономической и экологической точек зрения.

Экологические установки в массовом сознании

В рассматриваемой сфере экологических проблем необходимы инструменты и четко выработанные методы социокультурной интерпретации экологического знания и экологической информации, "какие бы принципы или постулаты ни выдвигались, в обществе должны быть их промоутеры".

Само понятие "экология" определяется как наука об отношении организмов с окружающей средой. Объектами ее чаще всего являются не отдельно взятые организмы, а популяции, биоценозы, а также экосистемы. Как самую большую экосистему можно рассматривать и всю биосферу.

В современном обществе под влиянием средств массовой информации экология часто трактуется как сугубо прикладное знание о состоянии среды обитания человека, и даже - как само это состояние.

Прочно вошедшие в лексикон выражения: "плохая экология" того или иного района, "экологические чистые" продукты или товары и т.п. на самом деле нелепы и безграмотны.

Хотя проблемы качества среды для человека, безусловно, имеют очень важное практическое значение, а решение их невозможно без знания экологии, круг задач этой науки гораздо более широкий.

Именно широта вопросов изучаемых данной наукой, глобальность процессов, происходящих в сфере среды обитания человека, порождает некоторые особенности формирования экологических установок в массовом сознании.

Декларируемая острота и опасность не внимания общества к природной среде в средствах массовой информации сочетается с отсутствием самостоятельного чувственного опыта человека, ощущения ежеминутного воздействия природной среды.

Биосферные процессы медленны, невидимы и проявляются, как правило, в форме "внезапных" катастроф. Биосфера воздействует на человека опосредованно: загрязненный воздух, фальсифицированные продукты питания, внутрибольничные инфекции, загрязнение водоемов - это формы проявления экологических рисков, которые недоступны для самостоятельного измерения, они глобальны и чаще всего не воспринимаются органами чувств "обычного" человека.

Отсутствие у человека возможности самостоятельного чувственного познания области экологических процессов и формирования мнения в соответствии с этим опытом, основным транслятором экологических установок для массового сознания, на сегодняшний день являются средства массовой информации.

Основной гипотезой исследования экологических установок и ценностей в массовом сознании населения закрытого города, имеющего на своей территории завод по хранению ядерных отходов являлось предположение о существующих различиях в структуре экологических установок и уровнем их интегрированности с базовыми ценностями.

Нагнетание ситуации вокруг радиации и ввоза ядерных отходов, а также тот факт, что на территории города находится потенциально опасное предприятие ожидаемо должны были бы вызвать высокий интерес к экологическим проблемам среди населения города.

Однако данная сторона жизни по значимости для жителей города находится только на шестом месте. Экологические проблемы массовое сознание не фиксирует как наблюдаемые и осязаемые.

Гораздо более значимы для него эмоционально окрашенные явления, самыми актуальными населением города были названы - бытовая проблема (транспорт, ремонт жилищного фонда), образование и перспективы подрастающего поколения, работа власти в городе и крае.

Это те проблемы, с которыми население ежедневно сталкивается, наблюдает и фиксирует.

По результатам проведенного исследования в массовом сознании населения данного закрытого города отсутствуют четкие и однозначные экологические установки. Данный фактор объясняется односторонним описанием ситуации, об экологии если и говорят, то без упоминания конкретных ресурсов разрешения экологических противоречий, население видит свою неспособность что-либо изменить, экологические установки становятся фрустрирующими для сознания: "проблема есть - решения нет".

Характерной особенностью экологических установок массового сознания является возрастание экологического интереса на макроуровне, а именно то, что население активно интересуется глобальными экологическими проблемами.

Это объясняется основной особенностью трансляции экологической информации средствами массовой информации, в большинстве сообщений (в том числе и местных региональных СМИ), тематика затрагивает тот самый макроуровень - экологию планеты, глобальное потепление, эта информация более подробна и понятна, она играет роль сенсации и поднимает рейтинги канала трансляции.

Формирование экологической культуры населения

Атомная энергетика, как никакая другая отрасль экономики страны, вопросам экологии придает первостепенное значение, при котором требования охраны окружающей среды включаются в сам процесс производственной деятельности.

Интенсивная эксплуатация природных ресурсов, приближающееся истощение запасов природных богатств ставит человечество перед выбором новых источников энергии.

Мировое сообщество считает атомную энергетику наиболее эффективной на сегодняшний день и экологически чистой, во многих странах предусмотрено ее опережающее развитие. Поэтому так важна проблема формирования экологической проблемы населения.

Процесс формирования экологической культуры и экологизации сознания связан с повышением общекультурного уровня современного общества. Жизненно важно становление индивидуального самосознания отдельного человека, воспринимающего современное экологическое положение как свое собственное.

Выход из экологически затруднительного положения предполагает модификацию отношения к миру со стороны каждого человека, его соучастие в духовном творческом процессе - формировании экологически позитивного отношения к природе.

Именно поэтому существует острая необходимость в концептуальном анализе экологической культуры, экологического сознания и поведения.

Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения жителей вблизи атомной станции:

личной ответственности перед обществом за создание и сохранение благоприятной окружающей среды;

осознанного выполнения экологических правил и требований.

Формирование экологической культуры отражает интересы и запросы всех жителей Курской области и в частности города Курчатова, где располагается атомная станция, и поэтому важно усилить эту работу:

в экологическом просвещении;

в дошкольном, школьном и внешкольном экологическом образовании;

в профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;

в непрерывной и целеустремленной работе на всех уровнях и структурах исполнительной и законодательной власти по выработке экономического механизма и нормативно-правовой базы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;

в распространении экологических знаний;

в улучшении условий проживания нынешнего и будущего поколений;

в обеспечении спокойствия и уверенности за здоровье населения, вследствие уменьшения уровня воздействия радиации на городскую среду.

Экологическая культура формируется на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования, а также в трудовых коллективах и по месту жительства.

Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются традиционные российские религиозные конфессии, а также средства массовой информации и реклама, которые просто обязаны быть экологически ответственными.

Экологическое просвещение, в том числе информирование жителей города о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями и учреждениями культуры, иными юридическими лицами.

Экологическое воспитание начинается с самого раннего детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка.

Здесь особенно важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы и искусства, телевидения и главное - практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, воспитанию ответственности за чистоту окружающей территории.

Экологическое просвещение мы рассматриваем как важнейший аспект информационной политики Курской АЭС. Упор в работе с общественностью делается на работу с молодежью, учащимися школ и лицеев, студентами колледжей и вузов, работающего населения.

Вот уже на протяжении многих лет в начале учебного года совместно с информационно-аналитическим центром Курской АЭС проводятся экскурсии на атомную станцию для учителей и учащихся, открытые уроки экологических знаний, учебные семинары, олимпиады, конкурсы, экологические недели, круглые столы. К этой работе привлекаются специалисты станции, ветераны КуАЭС.


v-fevrale-pravitelstvo-rf-dolzhno-prinyat-pervij-trehletnij-finansovij-plan-radio-26-mayak-novosti-27-01-2006-lobanov-oleg-11-00-26.html
v-g-radchenko-bajki-deda-ignata-stranica-14.html
v-gorodskoj-prokurature-nahodyatsya-v-proizvodstve-rabochaya-programma-kriminologiya-specialnost-030501-65-yurisprudenciya-ufa-2006.html
v-gosudarstvennoj-dume-nachalas-vesna-grizlov-b-v-monitoring-smi-12-14.html
v-hode-realizacii-proekta-problemi-obrazovaniya-i-vospitaniya-issledovaniya-i-razrabotki-dajdzhest-po-proektam-realizuemih.html
v-hust-ya-pribil-v-7-chasov-utra-yarko-svetilo-solnce-vvozduhe-chuvstvovalas-ta-svezhest-kotoroj-tak-nedostaet-v-bolshih-gorodah-malenkie-domiki-slovno-ulib-stranica-6.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6m051000-memlekettk-zhne-zherglkt-basaru-mamandii-bojinsha-magistratura-abildaua-keshendk-emtihan-badarlamasi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-predmetu-matematika-2-klass-uchitelya-nachalnih-klassov-stranica-8.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskie-specifikacii-razrabotani-na-osnove-dejstvuyushih-normativnih-dokumentov-gost-ost-snip-tu-i-dr-i-reglamentiruyut-pravila-proizvodstva-rabot-na-ob-stranica-16.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-ukreplenie-zdorovya-optimizaciya-emocionalnogo-i-zhiznennogo-tonusa-detej-obespechenie-situacij-mezhlichnostnogo-vzaimodejstviya-profilaktika-asocialnogo-povedeniya-detej.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strategicheskoe-byudzhetirovanie-na-osnove-bsc.html
  • tasks.bystrickaya.ru/39-metod-neldera-mida-metodicheskie-ukazaniya-k-kursovoj-rabote-dlya-studentov-specialnosti-upravlenie-i-informatika.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-po-filosofii-ekonomiki.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yu-g-zeleneckij-stranica-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-kursa-biologii-dlya-8-klass-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perehod-k-postindustrialnomu-informacionnomu-obshestvu-trebuet-polnogo-razvitiya-lichnosti-v-tom-chisle-eyo-kommunikativnih-sposobnostej-oblegchayushih-vhozhdenie-v.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-6-leontij-episkop-astrahanskij-kniga-napisana-v-1949-g.html
  • thesis.bystrickaya.ru/posle-spisoka-ispolzovannih-istochnikov-privedeni.html
  • abstract.bystrickaya.ru/207-o-postroenii-teorii-socialnih-sistem-intellektualnaya-avtobiografiya-sistema-sovremennih-obshestv-parsons-t-vihodnie-dannie.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-karatist-detej-indigo-ili-detej-novoj-epohi-kak-ih-nazivayut-sejchas-u-mnogih-na-sluhu-v-osnovnom.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu-po-specialnosti-6m090700-kadastr.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/umopomrachitelnoe-pohmele-huan-bas.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-priroda-pilot-volni-prizrak-atomov-arnold-mindell.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-upravleniya-riskami-i-strahovaniya-spisok-tem-kursovih-rabot-i-magisterskih-dissertacij-dlya-studentov-magistraturi.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-izbranii-deputatov-sovetov-osanoveckogo-selskogo-poseleniya-v-sostav-gavrilovo-posadkogo-rajonnogo-soveta-deputatov-stranica-15.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-otchet-ob-itogah-deyatelnosti-oao-avrora-za-200.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-18-tematicheskij-plan-seminarskih-zanyatij-politologiya-kak-nauka-2-chasa-osnovnie-etapi-stanovleniya-politicheskoj.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4usloviya-realizacii-programmi-professionalnogo-modulya-programma-operezhayushego-professionalnogo-obucheniya-professionalnoj.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekonomicheskoe-obosnovanie-zatrat-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-13-714-18-aprelya-2011-g.html
  • doklad.bystrickaya.ru/viktor-suvorov-akvarium-stranica-58.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/propedevticheskij-kurs-himii-v-7-klasse-eksperimentalnie-materiali-2008-2009-2010-2011.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/viii-dohodi-dolgi-aktivi-nalogi-uchebnoe-posobie-sost-prof-v-v-maklakov-2-e-izd-isprav-i-dop-m-izdatelstvo.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-zakupaemih-uslug-po-poverke-izmeritelnih-priborov-dlya-almatinskogo-centra-as-uvd-sposobom-zaprosa-cenovih-predlozhenij-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rol-yazika-v-stanovlenii-lichnosti-cheloveka-chast-5.html
  • student.bystrickaya.ru/2-ya-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya.html
  • desk.bystrickaya.ru/osushestvlyaemih-zakupok-uslug-uslugi-po-ocenke-imushestva-ao-kegoc.html
  • studies.bystrickaya.ru/fondovij-rinok.html
  • school.bystrickaya.ru/formirovanie-investicionnogo-portfelya-predpriyatiya-na-primere-oao-mhk-evrohim.html
  • shkola.bystrickaya.ru/porazheniya-ahov-obsheyadovitogo-dejstviya-vrezultate-uchastivshihsya-sluchaev-vozniknoveniya-razlichnogo-roda-chrezvichajnih.html
  • assessments.bystrickaya.ru/data-vklyucheniya-v-reestr-svedenij-o-sro-stranica-16.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-muzikalnogo-razvitiya-i-tvorchestva-na-urokah-muziki-literatura-84.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.