Установки на охрану окружающей среды в общественном сознании
.RU

Установки на охрану окружающей среды в общественном сознании

Содержание

Введение

Экологические установки в массовом сознании

Формирование экологической культуры населения

Мировая экологическая политика

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность экологических проблем в современном обществе является неоспоримым фактом, принятая научным сообществом в девяностых годах концепция "sustainable development" явилась значимым шагом в поиске выхода из тупика цивилизации, разрешения проблемной ситуации сложившейся на нашей планете.

Устойчивое развитие определяется как самоподдерживающееся развитие мировой цивилизации без ущерба для природы, обеспечивающее равный доступ и справедливое распределение материальных и духовных благ. Это концепция о том, как сделать устойчивым развитие с социальной, экономической и экологической точек зрения.

Экологические установки в массовом сознании

В рассматриваемой сфере экологических проблем необходимы инструменты и четко выработанные методы социокультурной интерпретации экологического знания и экологической информации, "какие бы принципы или постулаты ни выдвигались, в обществе должны быть их промоутеры".

Само понятие "экология" определяется как наука об отношении организмов с окружающей средой. Объектами ее чаще всего являются не отдельно взятые организмы, а популяции, биоценозы, а также экосистемы. Как самую большую экосистему можно рассматривать и всю биосферу.

В современном обществе под влиянием средств массовой информации экология часто трактуется как сугубо прикладное знание о состоянии среды обитания человека, и даже - как само это состояние.

Прочно вошедшие в лексикон выражения: "плохая экология" того или иного района, "экологические чистые" продукты или товары и т.п. на самом деле нелепы и безграмотны.

Хотя проблемы качества среды для человека, безусловно, имеют очень важное практическое значение, а решение их невозможно без знания экологии, круг задач этой науки гораздо более широкий.

Именно широта вопросов изучаемых данной наукой, глобальность процессов, происходящих в сфере среды обитания человека, порождает некоторые особенности формирования экологических установок в массовом сознании.

Декларируемая острота и опасность не внимания общества к природной среде в средствах массовой информации сочетается с отсутствием самостоятельного чувственного опыта человека, ощущения ежеминутного воздействия природной среды.

Биосферные процессы медленны, невидимы и проявляются, как правило, в форме "внезапных" катастроф. Биосфера воздействует на человека опосредованно: загрязненный воздух, фальсифицированные продукты питания, внутрибольничные инфекции, загрязнение водоемов - это формы проявления экологических рисков, которые недоступны для самостоятельного измерения, они глобальны и чаще всего не воспринимаются органами чувств "обычного" человека.

Отсутствие у человека возможности самостоятельного чувственного познания области экологических процессов и формирования мнения в соответствии с этим опытом, основным транслятором экологических установок для массового сознания, на сегодняшний день являются средства массовой информации.

Основной гипотезой исследования экологических установок и ценностей в массовом сознании населения закрытого города, имеющего на своей территории завод по хранению ядерных отходов являлось предположение о существующих различиях в структуре экологических установок и уровнем их интегрированности с базовыми ценностями.

Нагнетание ситуации вокруг радиации и ввоза ядерных отходов, а также тот факт, что на территории города находится потенциально опасное предприятие ожидаемо должны были бы вызвать высокий интерес к экологическим проблемам среди населения города.

Однако данная сторона жизни по значимости для жителей города находится только на шестом месте. Экологические проблемы массовое сознание не фиксирует как наблюдаемые и осязаемые.

Гораздо более значимы для него эмоционально окрашенные явления, самыми актуальными населением города были названы - бытовая проблема (транспорт, ремонт жилищного фонда), образование и перспективы подрастающего поколения, работа власти в городе и крае.

Это те проблемы, с которыми население ежедневно сталкивается, наблюдает и фиксирует.

По результатам проведенного исследования в массовом сознании населения данного закрытого города отсутствуют четкие и однозначные экологические установки. Данный фактор объясняется односторонним описанием ситуации, об экологии если и говорят, то без упоминания конкретных ресурсов разрешения экологических противоречий, население видит свою неспособность что-либо изменить, экологические установки становятся фрустрирующими для сознания: "проблема есть - решения нет".

Характерной особенностью экологических установок массового сознания является возрастание экологического интереса на макроуровне, а именно то, что население активно интересуется глобальными экологическими проблемами.

Это объясняется основной особенностью трансляции экологической информации средствами массовой информации, в большинстве сообщений (в том числе и местных региональных СМИ), тематика затрагивает тот самый макроуровень - экологию планеты, глобальное потепление, эта информация более подробна и понятна, она играет роль сенсации и поднимает рейтинги канала трансляции.

Формирование экологической культуры населения

Атомная энергетика, как никакая другая отрасль экономики страны, вопросам экологии придает первостепенное значение, при котором требования охраны окружающей среды включаются в сам процесс производственной деятельности.

Интенсивная эксплуатация природных ресурсов, приближающееся истощение запасов природных богатств ставит человечество перед выбором новых источников энергии.

Мировое сообщество считает атомную энергетику наиболее эффективной на сегодняшний день и экологически чистой, во многих странах предусмотрено ее опережающее развитие. Поэтому так важна проблема формирования экологической проблемы населения.

Процесс формирования экологической культуры и экологизации сознания связан с повышением общекультурного уровня современного общества. Жизненно важно становление индивидуального самосознания отдельного человека, воспринимающего современное экологическое положение как свое собственное.

Выход из экологически затруднительного положения предполагает модификацию отношения к миру со стороны каждого человека, его соучастие в духовном творческом процессе - формировании экологически позитивного отношения к природе.

Именно поэтому существует острая необходимость в концептуальном анализе экологической культуры, экологического сознания и поведения.

Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения жителей вблизи атомной станции:

личной ответственности перед обществом за создание и сохранение благоприятной окружающей среды;

осознанного выполнения экологических правил и требований.

Формирование экологической культуры отражает интересы и запросы всех жителей Курской области и в частности города Курчатова, где располагается атомная станция, и поэтому важно усилить эту работу:

в экологическом просвещении;

в дошкольном, школьном и внешкольном экологическом образовании;

в профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;

в непрерывной и целеустремленной работе на всех уровнях и структурах исполнительной и законодательной власти по выработке экономического механизма и нормативно-правовой базы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;

в распространении экологических знаний;

в улучшении условий проживания нынешнего и будущего поколений;

в обеспечении спокойствия и уверенности за здоровье населения, вследствие уменьшения уровня воздействия радиации на городскую среду.

Экологическая культура формируется на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования, а также в трудовых коллективах и по месту жительства.

Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются традиционные российские религиозные конфессии, а также средства массовой информации и реклама, которые просто обязаны быть экологически ответственными.

Экологическое просвещение, в том числе информирование жителей города о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями и учреждениями культуры, иными юридическими лицами.

Экологическое воспитание начинается с самого раннего детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка.

Здесь особенно важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы и искусства, телевидения и главное - практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, воспитанию ответственности за чистоту окружающей территории.

Экологическое просвещение мы рассматриваем как важнейший аспект информационной политики Курской АЭС. Упор в работе с общественностью делается на работу с молодежью, учащимися школ и лицеев, студентами колледжей и вузов, работающего населения.

Вот уже на протяжении многих лет в начале учебного года совместно с информационно-аналитическим центром Курской АЭС проводятся экскурсии на атомную станцию для учителей и учащихся, открытые уроки экологических знаний, учебные семинары, олимпиады, конкурсы, экологические недели, круглые столы. К этой работе привлекаются специалисты станции, ветераны КуАЭС.


v-fevrale-pravitelstvo-rf-dolzhno-prinyat-pervij-trehletnij-finansovij-plan-radio-26-mayak-novosti-27-01-2006-lobanov-oleg-11-00-26.html
v-g-radchenko-bajki-deda-ignata-stranica-14.html
v-gorodskoj-prokurature-nahodyatsya-v-proizvodstve-rabochaya-programma-kriminologiya-specialnost-030501-65-yurisprudenciya-ufa-2006.html
v-gosudarstvennoj-dume-nachalas-vesna-grizlov-b-v-monitoring-smi-12-14.html
v-hode-realizacii-proekta-problemi-obrazovaniya-i-vospitaniya-issledovaniya-i-razrabotki-dajdzhest-po-proektam-realizuemih.html
v-hust-ya-pribil-v-7-chasov-utra-yarko-svetilo-solnce-vvozduhe-chuvstvovalas-ta-svezhest-kotoroj-tak-nedostaet-v-bolshih-gorodah-malenkie-domiki-slovno-ulib-stranica-6.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnik-po-obshestvovedeniyu-dlya-10-11-klassov-modul-3-grazhdanskoe-obshestvo.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/komarov-os-pumpr-v-svobodova-m-mansurov-g-n.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-k-shohin.html
  • books.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-dogmi-massovogo-soznaniya.html
  • books.bystrickaya.ru/dvenadcatij-doklad-lechebnopedagogicheskij.html
  • turn.bystrickaya.ru/pavel-taranov-stranica-9.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-banka-uchebnoe-posobie-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/httpdolgoprudnyj-narod-ru-informacionno-razvlekatelnij-portal-stranica-25.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vspominanie-informacii-golograficheskaya-pamyat-myuller.html
  • uchit.bystrickaya.ru/transport-byulleten-novoj-literaturi-postupivshej-v-fond.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-naimenovanie-disciplini-materialovedenie-ukazivaetsya-naimenovanie-v-sootvetstvii-s-uchebnim-planom.html
  • literatura.bystrickaya.ru/simvolicheskie-etimologii-n-s-chemodanov-izdatelstvo-editorial-urss-p7312-g-moskva-pr-t-60-letiya-oggyabrya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obshie-trebovaniya-k-oformleniyu-dokumentov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologiya-osmotra-mesta-proisshestviya-uchebnik-v-l-vasileva-yavlyayushijsya-bazovim-posobiem-vo-vseh-yuridicheskih.html
  • university.bystrickaya.ru/g-a-eralieva-m-mhanbetzhanova.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-istorii-na-temu-kurskaya-oblast-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhmis-badarlamasi-pavlodar-2009-pnn-ou-rdsnde-alatin-orni-masati-men-mndet.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/materiali-dlya-samostoyatelnoj-raboti-po-discipline.html
  • tests.bystrickaya.ru/korrupciya-kak-obekt-matematicheskogo-modelirovaniya-chast-12.html
  • school.bystrickaya.ru/gde-summarnaya-koordinata-seredini-polya-rasseyaniya-kinematicheskoj-pogreshnosti-cepi.html
  • college.bystrickaya.ru/-5-otvetstvennost-za-vred-prichinennij-nesovershennoletnimi-i-nedeesposobnimi-licami.html
  • college.bystrickaya.ru/234-prochie-obyazatelstva-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-gazprom-kod-emitenta.html
  • literature.bystrickaya.ru/byudzhetirovanie-i-upravlenie-riskami-nefinansovih-organizacij.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-pravoslavnaya-kultura-klass.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-informatizacii-kak-uslovie-razvitiya-informacionnoj-infrastrukturi-vuza.html
  • studies.bystrickaya.ru/22-poryadok-otrazheniya-v-uchete-otchislenij-v-razlichnie-fondi-i-uderzhanij-proizvodimih-s-zarabotnoj-plati.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kodifikaciya-rossijskogo-zakonodatelstva-posvyashennih-180-letiyu-opublikovaniya-polnogo-sobraniya-zakonov-rossijskoj-imperii-1830-g-i-175-letiya-vvedeniya-v-dejstvie-svoda-zakonov-rossijskoj-imperii-1835-g.html
  • studies.bystrickaya.ru/globalizaciya-ekonomiki-i-formi-eyo-realizacii.html
  • credit.bystrickaya.ru/opisanie-tehnologii-buhgalterskogo-uchyota-sredstvami-matrichnoj-algebri-stranica-3.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vse-pro-chai-chast-5.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-zavoevat-lyubov-muzhchini-stranica-9.html
  • turn.bystrickaya.ru/otveti-kandidatskogo-ekzamena-po-filosofii-biologi-i-mediki-gruppa-busheva-s-a-20102011-uch-god-stranica-32.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-zanyatiya-urok-po-teatralizovannim-igram-dlya-detej-6-7-let.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-pravilo-portov-i-protokolov-dissertacii-utverzhdena-rasporyazheniem-po-ngu-ot-200-g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4usloviya-realizacii-programmi-professionalnogo-modulya-primernaya-programma-professionalnogo-modulya-tehnicheskoe.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.