.RU

Условия развития инновационной активности в российских вузах - Государственные программы поддержки молодежных инноваций...


^ Условия развития инновационной активности в российских вузах
Проведенные анализ литературы и экспертный опрос позволяют структурировать изучаемое поле и выделить ключевые условия, стимулирующие и ограничивающие развитие инновационной активности в вузах в России.

Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных аспектов инновационной деятельности в вузах, определимся с тем, как интерпретируется понятие инноваций представителями вовлеченных сторон.

^ 3.1. Понятия «инновации» и «молодежные инновации» в экспертных оценках
Когда был начат экспертный опрос, существовало серьезное опасение, что в экспертном сообществе могут быть значительные разногласия по поводу того, что именно понимать под словом «инновация». Тем не менее, все эксперты, несмотря на разнообразие сфер, ими представленных, фактически сходились во мнениях, перечисляя основные признаки инноваций: новизну, которая может быть реализована в самых разных сферах, не только технологической, и рыночность, т.е. возможность коммерчески использовать эту новизну, получать прибыль от идеи реализованной в конкретном продукте, технологии, организационной схеме и т.п.

Коммерческую составляющую инноваций обязательно подчеркивали все представители бизнес-сообщества или те, кто непосредственно связан с бизнесом.

И(1): Инновация – это интеллектуальный продукт с положительной новой договорной стоимостью, экономической стоимостью. То есть критерий инновации – это новая стоимость. А стоимость определяется как нечто, что можно сменять на какое-то экономическое благо. ... мне вообще не нравится никогда идея, когда предлагают под инвестиции бизнес, у которого нет очевидного рынка сбыта или, как минимум, нет ценности в том, что сформировано.

И(12): инновациями является любое улучшение, которое приводит к повышению конкурентоспособности.

И(17): Я называю инновациями какие-то серьезные конкурентные преимущества, в первую очередь базирующиеся на технологиях, во вторую очередь базирующиеся на управленческих моделях, потому что бывают управленческие инновации. Но все-таки больше мы имеем дело именно с технологическими преимуществами, либо серьезными по цене, либо по потребительским качествам продукции, которая получается.

И(22): Есть разработка научная, это научная разработка, патент. А есть инновация, когда уже этот патент превращен в продукт и начинает продаваться на рынке. Надо понимать переход. Инновационная экономика – это, по сути, экономика, которая продает новые продукты, абсолютно новые, основанные на научных разработках, которые разработаны.

Интересно, что для тех, кто поддерживает инновации, т.е. с ними связан, но их не осуществляет, экономическая составляющая этой деятельности уже не оказывается столь важной, хотя может упоминаться среди прочего.

И(2): инновации – это умение быстро реагировать на меняющийся мир, быстро подстраиваться, быстро выводить на рынок что-то новое, внедрять что-то новое, – то есть, конечно, это всё, что является противоположностью некой косности и так далее.

И(5): Основная отличительная черта инновационного проекта – это новизна, технологическая новизна того, что предлагает автор. Это может быть идея, технология, концептуальное решение в разных формах, но главное, что до сих пор нигде в мире, это вот самый такой жесткий, наверное, критерий, подобная технология не использовалась и не используется.

И(11): Это в принципе все проекты, которые не относятся к сфере услуг, скажем, финансовые, юридические, торговля, сбыт и некоторые другие. И у них должна присутствовать как бы новизна проекта. Инновации – то есть у них есть определение, там новизна проекта или разработка уже существующих, но добавляется какая-то новизна в уже существующие проекты, разработка вообще каких-то новых проектов.

В последнем определении обращают на себя внимание отраслевые барьеры (согласно общей логике, инновации могут быть в любой сфере, но здесь очевидна попытка административными мерами поддерживать определенные сферы), а также ориентация на новизну, а не на коммерческое использование. Учитывая, что в интервью данное понятие не было раскрыто или формализовано, можно говорить о том, что потенциально существуют риски произвольного определения ценности проектов, а потому риск неэффективного расходования средств и, возможно, коррупции.

Для экспертов, работа которых в той или степени связана с анализом инноваций, их коммерческая составляющая рассматривается в контексте конкурентоспособности компаний, вводящих инновации – это понятие активно используется и в рамках бизнес-сообщества.

И(7): инновация – это новые, или принципиально улучшенные методы производства или продукта, или способа управления производством, которые, соответственно, дают конкурентное преимущество на какой-то отрезок времени.

... инновации – это просто результат творческих интеллектуальных усилий в любой сфере, который внедряется для создания новых или принципиально улучшенных чего угодно, то есть каких-то результатов вообще в широком смысле, которые нацелены на улучшение производительности в той сфере, в которой мы работаем. То есть это могут быть инновации в образовании, инновации в политике, в политическом процессе, инновации в культуре, в чем угодно. То есть нет таких границ. Потому что в любой сфере, где мы можем повысить эффективность деятельности, мы можем соответственно использовать для этого инновации.

Некоторые эксперты считали нужным подробно остановиться на том, что является отдельными элементами инноваций:

И(1): ^ Продукт может иметь интеллектуальные компоненты на уровне: а) бизнес-модели; в) технологии; с) собственно продуктовых свойств, то есть свойств для покупателя; d) формы услуги.

И в этом случае также конкуренция является важным механизмом, обеспечивающим смысл инноваций:

И(1): В принципе, у всего есть конкуренция. Но к конкуренции нужно подходить либо по цене, либо по качеству. Если цена, это должно быть в разы дешевле, чем действующие ранее; если качество – это должно быть… даже не то, что это должно быть, меньше ломаться, дольше служить, это должно быть что-то такое, чего просто ни у кого нет, иметь какие-то новые свойства, которые никто дать не может.

В свою очередь конкуренция является основным механизмом рыночной экономики, и многие исследователи связывают инновационную деятельность с предпринимательской: те, кто готов заниматься поиском коммерческих приложений собственных идей, должны обладать предпринимательской способностью. Или, можно считать, что предпринимательство – единственный механизм, способный трансформировать идеи в продукты, а потому именно его рассматривают в качестве основного инструмента инноваций.

И(12): предприниматель занимается инновациями. Вот что такое инновации? Инновации – это любые изменения, которые могут привести к улучшению в бизнесе. В частности, у нас, например, в России почему-то под инновациями понимают технологические изменения.

Рассматривают не только в соответствующей литературе – в практических формах поддержки инноваций отражены, как правило, именно представления о предпринимательской деятельности как основной форме продвижения инноваций. На низовых уровнях государственного стимулирования инноваций они часто воспринимаются как взаимосвязанные элементы.

И(11): У нас есть несколько полей деятельности, то есть у нас действительно большим блоком идёт поддержка малого предпринимательства. И другой блок – это бизнес-инкубатор развития инновационных технологий в нашем городе.

Принципиально важным в контексте тематики проекта является то, что многие эксперты не выделяют молодежные или вузовские инновации как какое-то особое явление.

И(22): ^ Не готов я делить <тех, кто приходит с инновационными проектами> на молодых и немолодых. Пока не готов. Есть просто энергичные молодые, есть не энергичные молодые. Все зависит от людей. Хотя, вот с Росмолодежью мы сотрудничаем, это очень важная работа – заставить думать молодежь в этом направлении.

Это можно понять: для инноваций как таковых не важно, кто именно их предлагает – важнее результат, т.е. успешное коммерческое внедрение новой идеи, технологии. Именно поэтому для экспертов, работающих в этой сфере, автор инноваций не столь важен – куда ценнее его предложение и готовность пройти до конца путь от идеи до ее бизнес-реализации. Вместе с тем, развитие культуры инновационного предпринимательства в вузах, формирование среди студентов готовности искать способы бизнес-воплощения академических идей – очень перспективное направление работы в вузах, и потому это необходимый шаг для дальнейшего укрепления инновационного климата в стране. Таким образом, важно понимать источник экспертного знания и его последующее применение: те, кто профессионально включен в сферу инноваций, не заинтересованы в выделении категорий инноваторов, а ориентированы лишь на результат их работы. Те же, кто заинтересован в развитии самой сферы инноваций и не включен в нее непосредственно, могли бы выделять молодежь как отдельную категорию. Но в условиях, когда масштабы инновационной деятельности остаются весьма скромными, ожидать выделения отдельных категорий потенциальных инноваторов как специально поддерживаемых вряд ли возможно – оценить отдачу весьма сложно, а расходы весьма значительны. Это объясняет, почему данная категория редко упоминается как заслуживающая отдельного внимания. Фактически, отдельно молодежные инновации готовы рассматривать только те эксперты, которые вовлечены в реализацию специально ориентированных на молодежь программ и форм поддержки инноваций.

Несовпадение позиций разных сторон, вовлеченных в инновационную сферу, может приводить к существенным разногласиям при выработке совместных действий. Оно также затрудняет понимание одними других, что способно также вызывать взаимное недовольство и снижать эффективность попыток повысить уровень инновационной активности в стране. Подобное непонимание взаимных ожиданий отражено, в частности, в высказываниях экспертов о том, каким образом инновационная деятельность организована, поддерживается, стимулируется и развивается в России.


ustrojstva-zapisi-informacii.html
ustrojstvo-avtomobilya-datchiki-i-regulyatori.html
ustrojstvo-distancionnogo-upravleniya-chast-4.html
ustrojstvo-dlya-ispitaniya-anizotropnih-sterzhnej.html
ustrojstvo-gruzospusknoe-po-naklonnomu-trosu-ugi-1-ponyatiya-i-opredeleniya-ispolzuemie-v-medicinskoj-podgotovke.html
ustrojstvo-kompyutera.html
  • studies.bystrickaya.ru/kniga-1-toma-1-i-2-stranica-68.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tezisi-pozvolyayut-raskrit-soderzhanie-voprosa-dat-ego-sut-v-kratkih-formulirovkah-gluboko-razobratsya-v-nyom-proanalizirovat-i-sozdat-vozmozhnost-protivopostavit-svoi-misli-mislyam-drugih.html
  • notebook.bystrickaya.ru/grizlov-byudzhetnie-iniciativi-er-sovpadayut-s-poslaniem-putina-boris-grizlov-monitoring-smi-10-12.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-vseobshej-istorii-istoriya-drevnego-mira-5-a-klass.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolnyaemaya-programma-i-dannie-proeciruemie-na-virtualnoe-adresnoe-prostranstvo-processa-potoki.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posobie-baziruetsya-na-zakonodatelnih-i-normativnih-aktah-rossijskoj-federacii-dejstvuyushih-po-sostoyaniyu-na-1-aprelya-2002-g-stranica-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-prinyat-sessiej-stranica-5.html
  • znanie.bystrickaya.ru/annotaciya-period-zastoya.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-8-organizaciya-vneshnetorgovih-operacij-v-i-fomichev-www-lekcii-at-ua.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-lekcij-po-vnutrennim-boleznyam-i-sestrinskomu-delu-v-terapii-dlya-studentov-iv.html
  • tasks.bystrickaya.ru/27-forma-tekushego-promezhutochnogo-i-itogovogo-kontrolya-uchebno-metodicheskoe-posobie-sankt-peterburg-2005-bbk-73-81-1-z-38.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-notariat-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-avtori-docent-k-yu-n-l-a-prokudina-docent-k-yu-n-i-n-polyakov-docent-suchkova-n-v.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/malie-zhanri-liriki-chast-5.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nalogovoe-pole-predpriyatiya-kak-element-nalogovogo-planirovaniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prirodno-resursnaya-i-ekologicheskaya-politika-ekonomicheskie-mehanizmi-ee-osushestvleniya-v-rossii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-11-vzyatka-garri-potter-i-dari-smerti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mihail-emmanuilovich-posnov-1874-1931-stranica-8.html
  • reading.bystrickaya.ru/loterei-zadachi-po-linejnomu-programmirovaniyu-i-optimizacii.html
  • reading.bystrickaya.ru/massovoe-soznanie-i-politicheskie-partii-rossii-ot-fevralya-k-oktyabryu-1917-g.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-istoriya-i-metodologiya-zarubezhnogo-regionovedeniya-protokol-1-ot-2-sentyabrya-2013-g.html
  • abstract.bystrickaya.ru/33-sovershenstvovanie-sistemnogo-upravleniya-kachestvom-na-primere-predpriyatiya-himicheskoj-otrasli.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-voprosu-o-metodicheskoj-podgotovke-prepodavanie-v-visshej-shkole-refleksiya-i-samoopredelenie-prepodavatelej-vuza.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razdel-iv-obrazci-form-i-dokumentov-dlya-zapolneniya-pretendentami-na-uchastie-na-uchastie-v-otkritom-konkurse.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-po-realizacii-partijnogo-proekta-nacionalnaya-innovacionnaya-sistema-po-sostoyaniyu-na-iyun-2011.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-i-planirovanie-kursovoj-raboti-podbor-literaturi-sostavlenie-i-obsuzhdenie-plana-kursovoj-raboti-s-nauchnim-rukovoditelem-napisanie-kursovoj-raboti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sintaksis-edinici-sintaksisa-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-russkij-yazik-dlya-specialnosti-0312-prepodavanie.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/xii-ij-otkritij-gorodskoj-festival-studencheskih-shkolnih-i-molodezhnih-teatrov-estradnih-miniatyur-stemov-belaya-vorona-sroki-provedeniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-15-trebovaniya-po-obespecheniyu-pozharnoj-bezopasnosti-pravila-pozharnoj-bezopasnosti-v-rossijskoj-federacii-razdel.html
  • education.bystrickaya.ru/1-zertteu-tairibini-zektlg-zhne-oni-zhalpi-ilimi-zhalpi-memlekettk-badarlamalarmen-praktikali-zhne-ilim-men-tehnika-damuini-sranistarimen-bajlanisi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/skazhite-mne-chego-vam-ne-hvataet-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-za-dejstvie-stranica-24.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zagadochnaya-istoriya-grigoriya-perelmana.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-mehanika-zhidkosti-i-gaza-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tarifi-yubilejnie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-po-matematike-avtor-i-i-arginskaya-umk-sistema-l-v-zankova-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.